Галина Волчек: Я СБЕГАЛА С УРОКОВ В ТРЕТЬЯКОВКУ...

Натэлла Войскунская

Рубрика: 
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Номер журнала: 
#1 2004 (02)

Я впервые зашла в театр «Современник» со служебного входа. Из театра я выходила с полным осознанием того, что слово «служебный» происходит от слова «служение», которое не терпит суеты, несмотря на всю суетность и суетливость современной «Современнику» жизни… Я медленно шла к метро, и одна мысль не отпускала меня, целясь в душу своим вопросительным знаком. как, откликаясь на все мерзости быстротекущей жизни, сохранить душу открытой для любви, сострадания и добра? И как донести свой посыл до тех, кто пришел в театр за любовью и очищением? Как?..

Планировалось интервью, но нередко приходится менять жанр на ходу. Художественный руководитель театра - член редколлегии журнала «Третьяковская галерея». И участие в работе журнала Галины Борисовны Волчек - не формальная обязанность известного деятеля искусств украшать собою редакционные советы. Всегда нужен взгляд со стороны, но взгляд именно художника. Галине Борисовне не пришлось подстраиваться под тематику журнала «Третьяковская галерея», она говорила о том, что составляет суть ее режиссерского видения, четко сформулировав свое чуткое чувственное отношение к миру. Галина Борисовна Волчек сразу же определила себя как человека, который все «видит в цвете и через цвет», сняв мой предварительно подготовленный вопрос.

Интервью часто начинаются с оглядывания назад.

- ...Все неспроста, - говорит Галина Борисовна. - Школу я не любила, с уроков сбегала в Третьяковку или в «Ударник» на кино. Да, наверное, неспроста. В Третьяковке могла пропадать часами, время от времени присоединяясь к экскурсиям. Помнила, как висят картины в залах... как говорится, могла ходить по залам с закрытыми глазами, если бы это не звучало столь парадоксально по отношению к изобразительному искусству. Моя мама даже хвасталась моими познаниями - я могла, например, запросто назвать самую первую картину в коллекции Третьякова. С тех пор ощущение цвета вошло в мою плоть и кровь, я как бы впитала его с картинами Третьяковки. И до сих пор неверные, неправильные - субъективно для меня - сочетания цветов физически царапают мне кожу..

И нет ничего удивительного в том, что уже в процессе чтения пьесы у Галины Борисовны складывается колористический образ будущего спектакля.

Сцена из спектакля Галины Волчек «Вишневый сад»
Сцена из спектакля Галины Волчек «Вишневый сад»
(Из архива театра «Современник»)

- Я делала спектакль «Вишневый сад» со Славой Зайцевым, - вспоминает Галина Борисовна. - И счастлива, что он - художник - принял мое цветовое решение спектакля. Первый акт - все оттенки белого и немного пастельных, светлых тонов. Второй акт - несколько темнее, глуше. Третий – все оттенки от розового до темно-вишневого, почти фиолетового, мы назвали это «взбесившийся вишневый сад». И четвертый - от серого к черному. Вот вам вся пьеса, рассказанная цветом.

И «Пигмалион» я рассказала цветом. Там художником был Павел Каплевич. Элиза Дулиттл - букетики фиалок, и все цветовое решение - на оттенках фиалковых цветов, вплоть до фраков.

Цветовое решение спектакля неотделимо от светового. И художники по свету - враги-друзья, друзья-враги. «Сначала обескуражены от поставленных мною задач, нередко даже принимают их в штыки,- говорит Галина Борисовна, - потом сами же вдохновляются ими.». Идет живой процесс общения между теми, кто создает спектакль, для того чтобы состоялся процесс общения со зрителем.

В непринужденном разговоре мы невольно говорим не только о театре, но и об искусстве вообще. «Простите за некоторый пафос, - говорит Галина Борисовна, - но не могу не общаться с истинным искусством. Стараюсь сбежать со своего дня рождения. Вот на прошлый - сбежала в Рим. В день моего рождения с утра шел дождь. Я решила сделать самой себе подарок: взяла такси и поехала на свидание к Микеланджело - к его «Пьете». Когда я впервые увидела эту скульптуру, я испытала шок, слезы сами по себе лились из глаз, слезы очищения искусством. Тогда «Пьета» не была еще под защитным колпаком. А год назад я стояла перед этой скульптурой около часа, не меньше. И поняла, что, видимо, скульптура, как ни один другой вид изобразительного искусства, способна веками, если не тысячелетиями, хранить ауру, энергетику создателя. Разве можно было бы подарить себе в Риме что-нибудь более ценное, более прекрасное?..»

Как хорошо, подумалось мне, что при всей занятости у Галины Борисовны нашлось время не для формального интервью, а для искреннего содержательного разговора.

 

Журнал «Третьяковская галерея» поздравляет Галину Борисовну Волчек с днем рождения и желает ей многих удачных репетиций и премьер, а заодно - частых побегов (во сне и наяву) для общения с любимыми картинами, скульптурами, городами и странами!

Иллюстрации
Галина  Борисовна Волчек
Галина Борисовна Волчек
Сцены из спектакля Галины Волчек «Пигмалион»
Сцены из спектакля Галины Волчек «Пигмалион»
Сцены из спектакля Галины Волчек «Пигмалион»
Сцены из спектакля Галины Волчек «Пигмалион»
(Из архива театра «Современник»)
Сцены из спектакля Галины Волчек «Вишневый сад»
Сцены из спектакля Галины Волчек «Вишневый сад»
Сцены из спектакля Галины Волчек «Вишневый сад»
Сцены из спектакля Галины Волчек «Вишневый сад»
(Из архива театра «Современник»)

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play