ЕЩЕ РАЗ О РЕАЛИЗМЕ: ФЛОРЕНТИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ

Натэлла Войскунская

Рубрика: 
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
Номер журнала: 
#1 2004 (02)

ЖИВОПИСЕЦ, ПОЛАГАЮЩИЙСЯ НА ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И НА ВЕРНОСТЬ СВОЕГО ГЛАЗА, ПОДОБЕН ЗЕРКАЛУ, В КОТОРОМ ОТРАЖАЕТСЯ ВСЕ, ЧТО РАСПОЛОЖЕНО ПЕРЕД НИМ, И КОТОРОЕ НЕ ВЕДАЕТ НИЧЕГО ОБ ОТРАЖАЮЩЕМСЯ В НЕМ ОБЪЕКТЕ.
Леонардо да Винчи

"REALISM REVISITED" – таково название выставки Флорентийской Академии искусств, организованной в музее «Панорама» в Бад Франкенхаузене, Германия. Для меня английское «revisited» вызывает почти мгновенную ассоциацию с известным рассказом Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Babylon Revisited» – «Возвращение в Вавилон». А в связи с данной статьей очевидным аналогом по-русски могла бы служить фраза «возвращение к истокам»... Ведь для российского изобразительного светского искусства, берущего начало в Петровскую эпоху, реализм – действительно исток истоков.

Для меня английское «revisited» вызывает почти мгновенную ассоциацию с известным рассказом Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Babylon Revisited» - «Возвращение в Вавилон». А в связи с данной статьей очевидным аналогом по-русски могла бы служить фраза «возвращение к истокам»... Ведь для российского изобразительного светского искусства, берущего начало в Петровскую эпоху, реализм - действительно исток истоков.

УРБАН ЛАРССОН. Женщина в розовом платье. 2002
УРБАН ЛАРССОН. Женщина в розовом платье. 2002
Холст, масло. 70 x 55

Мысль написать статью о Флорентийской Академии искусств возникла не случайно. Как полезно будет узнать российским студентам, подумалось мне, о том, как учатся становиться художниками в Италии, этой колыбели Прекрасного, во Флоренции, навсегда связанной в благодарной памяти человечества с именами великого Микеланджело, чья статуя Давида стала не только украшением, но и символом этого города, а также с именами Боттичелли, Рафаэля, Джотто... Разве перечислишь всех замечательных мастеров, чьи работы создали всемирную славу Галерее Уффици.

Флорентийская Академия искусств была основана в 1991 году в садах Палаццо Корцини на Виа делла Скала, и поначалу в ней обучались тридцать студентов. В основе обучения - принцип «ателье», или мастерской одного художника и его учеников. В качестве образца приняли Французскую Академию второй половины XIX века - говоря иными словами, «академический реализм». Именно ему обучаются ныне во Флоренции студенты со всего мира. Итак, традиционный реализм. Как он чувствует себя в XXI веке? Как оказалось, реализм, несколько сдавший свои позиции в XX веке, вновь возвращается и становится вполне актуальным, то есть востребованным, - невзирая на все так называемое актуальное искусство. Это только подтверждает принцип единства противоположностей - оба разнополюсных вектора развития современного искусства (назад в отягощенную традициями глубь веков - и вперед к неизведанному) отнюдь не разрывают его на части. Разные полюса создают своеобразную систему напряжений, что не вредит творческому процессу.

Хочется рассказать о работе Флорентийской Академии искусств, потому что это одно из незаурядных и сравнительно новых учебных заведений на Западе, где действительно учат быть настоящими живописцами, где студенты учатся, по выражению Джона Констебля, «быть терпеливыми учениками природы», куда студенты съезжаются со всего света. Съезжаются для того, чтобы полдня проводить, работая с натурой, а вторую половину - выполнять в своих студиях специальные задания и, так сказать, набивать руку. Сейчас в школе насчитывается 75 студентов из 24 стран. Возрастной диапазон впечатляет - от 17 до 60 лет, хотя большинство составляют двадцатилетние.

Полный курс обучения длится четыре года. Можно поступить во Флорентийскую Академию и в классы рисования: тогда студенты дважды в день пять дней в неделю обсуждают с преподавателями свои работы. Отрабатывается рисунок карандашом и углем. И в классы живописи: тогда обсуждение рисунка происходит четыре раза в неделю. Затем - следующий шаг к живописи: рисунок углем и мелом на тонированной бумаге. Еще один шаг навстречу живописи - гризайль. И наконец, освоение цветового компонента плюс тренинг в условиях временных ограничений, когда живописцы три раза пишут один и тот же объект, скажем, яблоко. Первый раз каждый пишет столько времени, сколько ему хочется, вернее, сколько ему требуется. Во второй раз на это отводится три часа. В третий раз яблоко пишут по памяти.

Развитию памяти - на цветовые компоненты, на мельчайшие детали и даже на вспоминание собственного эмоционального отклика - уделяется в Академии особое внимание. Вспомним, что Лекок де Буабодран, учитель Джеймса Мак Нейла Уистлера и Анри Фантен-Латура, разработал специальную систему тренировки памяти живописцев. Уистлер пишет о том, как он совершал длительные прогулки, пристально вглядываясь во все, что происходило вокруг него. По возвращении в студию он по памяти воспроизводил то, что видел, в своих офортах.

Студентов Академии учат «цвету». По выражению Джона Сарджента, «цвет красит и украшает форму». Казалось бы, простая истина, но ведь порой на освоение «цветового» мастерства уходит большая часть жизни. Студенты Академии работают в «узком» диапазоне трех цветов - желтого, красного и черного. С них начинают свой путь в живопись на протяжении веков. Некоторые студенты, освоив эти цвета, так и не расширяют свою палитру... Немало специалистов и любителей живописи полагают, что великий Тициан создал свои лучшие произведения, используя именно такую палитру.

На третьем году обучения студенты работают в жанре портрета, опять-таки начиная с рисунка. Весь четвертый год уходит на совершенствование мастерства и. на преподавание в Академии. Преподавание заставляет научиться облекать свои знания в слова, формулировать их, а также более глубоко осознавать то, чему студенты научились.

Все вышеизложенное сказано основателем и директором Флорентийской Академии искусств Дэниэлом Грейвзом (Daniel Graves) в его статье, опубликованной в альбоме-каталоге «Realism Revisited». Что ж, это действительно продуманная программа интенсивного и планомерного обучения реалистическому искусству. Но чтобы «создавать» действительно прекрасных художников-реалистов, необходимо разобраться в том, какую роль играет это направление в современном изобразительном искусстве и какова была его роль в давнем и недавнем прошлом. Именно эти проблемы рассматривают в своей вступительной статье «Реализм между авангардом и традицией» Рудольф Кобер (Rudolf Kober) и Герд Линднер (Gerd Lindner). Кратко, но основательно авторы рассматривают все виды реализма: академический, романтический реализм, сюрреализм, символизм, фотореализм, натурализм, соцреализм (так называемый «планируемый» реализм), веризм.

ПОЛ БРАУН. Выбор знатока. 2002
ПОЛ БРАУН. Выбор знатока. 2002
Доска, масло. 53,3 x 76,2

Однако наша цель - не обсуждение теоретических вопросов искусствоведения. Цель - показать результаты обучения во Флорентийской Академии искусств, тем более что они действительно впечатляют. Постараемся хотя бы в репродукциях показать работы и самого Дэниэла Грейвза, и его талантливых учеников и последователей: Maureen Hyde, Simona Dolci, Paul S. Brown, Robert Bodem, C.-Clarissa Koch, Louse Camille Fenne и других, а также работы снискавшего международную известность Nelson Holbrook White, чей отец и дед были известнейшими американскими художниками.

ДЭНИЭЛ ГРЕЙВЗ. Ганс. 2001
ДЭНИЭЛ ГРЕЙВЗ. Ганс. 2001
Холст, доска, масло. 40 x 30

Сегодня, как и во все времена, личность художника играет особую роль в человеческом сообществе. Творческие натуры способны первыми уловить новые тенденции развития общества, предчувствовать то, казалось бы, незначительное, неуловимое, чему предстоит в будущем обрести и особую значимость, и значительное влияние. Да, художниками рождаются. Но ведь верно и то, что необходим процесс обучения, овладения мастерством. Чтобы стать живописцами, музыкантами, скульпторами, архитекторами, надо учиться. Вот тут-то и встает вопрос вопросов: как и чему учить?

Обучение реалистическому искусству нередко предполагает обращение к уже наработанному в прошлом, взгляд назад, ибо обучаются на примерах и артефактах. Обучение - своего рода имитационный процесс: попробуй сделать, как это делали твои предшественники. Неудивительно, что многие из сегодняшних студентов образуют новое поколение художников (в самом широком смысле слова), которые становятся последователями и адептами уже существующих направлений в искусстве.

Реализм, особенно на фоне других «измов», оказался наиболее уязвимым для критики из-за отсутствия так называемой новизны в создаваемых сегодня реалистических произведениях искусства. «Мы это уже видели» и «мы не видим здесь ничего нового» - такова типичная реакция тех, кто ценит не столько мастерство художника, сколько оригинальность его мышления, его творческого подхода и способа самовыражения. Но всегда есть и те не менее многочисленные «мы», у которых вызывает беспредельное восхищение способность художника передать на холсте или листе бумаги дыхание ветра, трепет листьев, нежность шелка, звонкую прозрачность тонкого хрустального бокала, шелковистую мягкость
пышных волос, отблески лунного света на подернутой рябью воде, глубину светящихся любовью глаз, гармонию человеческого тела... или «оживить» холодный мрамор и кусок дерева. Это и понятно, ведь реализм поражает своей жизненной силой и убедительностью, протягивает руку из далекого прошлого к настоящему и, безусловно, дотянется и до отдаленного будущего.

Редакция журнала «Третьяковская галерея» выражает искреннюю благодарность Панорама Музеуму Германия, за любезное разрешение использовать материалы, опубликованные в альбоме «TheFlorenceAcademyofArt».

© Panorama Museum Bad Frankenhausen, 2003

Иллюстрации
ЛОТТА БЛОКЕР. Куин. 2001
ЛОТТА БЛОКЕР. Куин. 2001
Бронза. 31 x 17 x 31
РОБЕРТ БОДЕМ. Заманивание. 2002
РОБЕРТ БОДЕМ. Заманивание. 2002
Бронза. 62 x 15 x 49
ХАНТЕР ЭДДИ. Мастерская музыкальных инструментов. 2000
ХАНТЕР ЭДДИ. Мастерская музыкальных инструментов. 2000
Холст, масло. 59 x 70
КАМИЛЛА КОРИ. Зима (из серии «Четыре времени года»). 1997
КАМИЛЛА КОРИ. Зима (из серии «Четыре времени года»). 1997
Льняной холст, масло. 68,5 x 48,3
ПАУЛА РУБИНО. Манекен. Размер 46. 1999
ПАУЛА РУБИНО. Манекен. Размер 46. 1999
Холст, масло. 95,2 x 47,6
НЕЛСОН УАЙТ. Болото. 1976
НЕЛСОН УАЙТ. Болото. 1976
Холст, доска, масло. 76,2 x 101,6
МОРИН ХАЙД. Весна сменяет зиму. 2001
МОРИН ХАЙД. Весна сменяет зиму. 2001
Холст, масло. 80 x 90
ФРАНК СТРАЦЦУЛЛА мл. Франция. Проселочная дорога. 2002
ФРАНК СТРАЦЦУЛЛА мл. Франция. Проселочная дорога. 2002
Холст, масло. 100 x 125
КЛАРИССА КОХ. Олимпия. 1998
КЛАРИССА КОХ. Олимпия. 1998
Тонированная бумага, уголь, мел. 65 x 51
ЖАКЛИН АПЕЛЬ. Таинство жизни. 1999
ЖАКЛИН АПЕЛЬ. Таинство жизни. 1999
Холст, доска, масло. 70 x 50
ПОЛ БРАУН. Айнизе. 2001
ПОЛ БРАУН. Айнизе. 2001
Доска, масло. 61 x 45,7
ЛУИЗА КАМИЛЛА ФЕННЕ. Девушка в красной косынке. 2002
ЛУИЗА КАМИЛЛА ФЕННЕ. Девушка в красной косынке. 2002
Холст, масло. 38 x 46
КЛАРИССА КОХ. Фазан. 2000
КЛАРИССА КОХ. Фазан. 2000
Холст, масло. 100 x 46

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play