ЯНТАРНАЯ КОМНАТА. ВОЗВРАЩЕНИЕ

Иван Саутов

Рубрика: 
ВОЗРОЖДЕННЫЕ ШЕДЕВРЫ
Номер журнала: 
#1 2003 (01)

НА ПРОТЯЖЕНИИ ТРЕХСОТ ЛЕТ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ОЧАРОВЫВАЕТ ЕВРОПУ, НЕСМОТРЯ ДАЖЕ НА ТО, ЧТО УЖЕ ПОЧТИ ШЕСТЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ЕГО НИКТО НЕ ВИДЕЛ. ЗАМЫСЕЛ ПРУССКИХ КОРОЛЕЙ, ПРИСТРАСТИЕ РУССКИХ ИМПЕРАТРИЦ, ДОБЫЧА ФАШИСТСКИХ ОККУПАНТОВ И ПРЕДМЕТ ТЩЕТНЫХ ПОИСКОВ ВПЛОТЬ ДО НЫНЕШНЕГО ДНЯ – ВСЁ ЭТО ЯНТАРНАЯ КОМНАТА. В МАЕ НЫНЕШНЕГО ГОДА БЫЛ ВОССТАНОВЛЕН ЕЩЕ ОДИН ПАРАДНЫЙ ЗАЛ ЗОЛОТОЙ АНФИЛАДЫ РАСТРЕЛЛИ: ЯНТАРНАЯ КОМНАТА ЕКАТЕРИНИНСКОГО ДВОРЦА В ЦАРСКОМ СЕЛЕ СТАЛА ПОДАРКОМ К 300-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

«Феникс» возродился из 62 осыпавшихся янтарных фрагментов, одного цветного диапозитива 1918 года, 86 чернобелых фотографий и нескольких акварелей середины XIX века. К воссозданию Янтарной комнаты оказались причастными историки и архитекторы, скульпторы и художники, искусствоведы и реставраторы.

В 1979 году Советом Министров РСФСР было принято решение о восстановлении Янтарной комнаты, ставшее точкой отсчета в 24-летнем этапе ее восстановления. Однако после распада Советского Союза возникли трудности с финансированием трудоемкого и дорогостоящего проекта. Символичным представляется тот факт, что средства для завершения восстановительных работ поступили из Германии. В конце уходящего XX столетия немецкая фирма «Рур- газ АГ» (г. Эссен), имеющая тесные деловые связи с Россией в сфере торговли природным газом, решила выделить 3,5 млн долларов в качестве спонсорской поддержки. Благодаря российско-германскому сотрудничеству удалось воссоздать уникальное произведение камнерезного искусства, исторические корни которого лучше всего отражают как светлые, так и темные страницы в истории развития отношений двух стран.

Весьма интересной в свое время была идея создания янтарного интерьера в дворцовых апартаментах. Ранее, в XVII веке, из окаменевшей смолы изготавливались небольшие предметы: янтарные ларцы, подсвечники, шахматы, кубки, табакерки, эфесы шпаг, ожерелья - маленькие шедевры, охотно приобретаемые европейскими королевскими дворами. Апофеозом этого высочайшего ювелирного янтарного искусства явился Янтарный кабинет первого прусского монарха. Однако после смерти его владельца вступившему на престол сыну и наследнику Фридриху Вильгельму I Янтарный кабинет оказался ненужным. Большой восторг он вызвал, однако, у царя Петра Великого, обратившегося в 1716 году к прусскому королю с предложением о заключении союза против Швеции. Царь Петр получил в подарок янтарные панели для своей недавно созданной Кунсткамеры - первого российского музея, о чем с гордостью сообщил 17 января 1717 года своей супруге Екатерине I, а также увеселительную яхту «Либурнина». В качестве ответного подарка за привезенные в Петербург 22 янтарные панели различной ширины царь Петр направил Фридриху Вильгельму 55 рослых гренадеров, токарный станок и кубок собственной работы. Так завершился обмен дипломатическими подарками.

Несмотря на прилагавшиеся усилия, привезенный в Россию Янтарный кабинет в петровское время смонтировать не удалось. Только после вступления на престол дочери Петра Елизаветы архитектору Ф.Б. Растрелли удалось установить в Зимнем дворце Янтарную комнату, в значительной степени дополнив ее оформление. Свою лепту в убранство кабинета внес и Фридрих II, отправивший в 1 745 году резную янтарную раму с изображением прославлявших российскую императрицу аллегорий. Это был очень ценный подарок не только для того времени: один килограмм необработанного янтаря стоит сегодня около 500 евро, а извлечь из него удается всего лишь 150 граммов пригодного для работы материала.

Через десять лет Ф.Б. Растрелли перенес Янтарную комнату по желанию Елизаветы в ее любимый дворец в Царское Село. Там он превратил первоначально небольшой Янтарный кабинет в парадный зал площадью 96 квадратных метров, на трех стенах которого разместились янтарные панели, разделенные зеркальными пилястрами и деревянным резным позолоченным декором. В это же время возникла и царскосельская янтарная мастерская, располагавшаяся недалеко от Екатерининского дворца, где впоследствии были выполнены многие фрагменты отделки зала, органично дополнившие прусский янтарный декор: узкие янтарные панно между зеркальными пилястрами и янтарные постаменты под ними, десюдепорт (наддверник), изящная янтарная консоль и вензеля императрицы Елизаветы Петровны для украшения больших янтарных рам с вмонтированными в них четырьмя флорентийскими мозаиками. К 1770 году Янтарная комната приобрела свой окончательный вид, запечатленный затем на сохранившихся до наших дней черно-белых фотографиях. С 1830-х годов Янтарная комната лишилась профессионального надзора и подвергалась зачастую варварским подновлениям. Уходила эпоха расцвета янтарного ювелирного искусства, а вместе с ней уходили из жизни старые мастера, ревностно хранившие тайны своего мастерства. Лишь в 1930-х годах началась подготовка к масштабной реставрации Янтарной комнаты, но помешала Вторая мировая война, во время которой этот шедевр камнерезного искусства бесследно исчез.

Летом 1941 года, ввиду быстрого наступления немецкой армии, удалось эвакуировать лишь коллекцию художественного янтаря, находившуюся в Янтарной комнате. Во время оккупации г. Пушкина специальное подразделение Северной группы войск вермахта демонтировало янтарные панно и в ноябре 1941 года перевезло их в 27 ящиках в Кенигсбергский дворец. Там Янтарная комната демонстрировалась до 1945 года. Последнее официальное упоминание о ней датировано 12 января 1945 года. В этот день Красная Армия уже штурмовала Кенигсбергскую крепость, Директором музея Альфредом Роде была сделана запись: «Упаковываю Янтарную комнату в ящики».

Дальнейшая судьба Янтарной комнаты до сих пор окутана тайной. Руины церквей в Восточной Пруссии, штольни в Геттингене, банковские сейфы в США, музейные подвалы в России - о местонахождении сокровища существует более 130 самых различных предположений. Однако из прошлого к нам вернулись лишь найденный в Берлине комод, некогда стоявший в Янтарной комнате, и мозаика «Аллегория обоняния и осязания», похищенная во время войны солдатами в качестве «сувенира» и обнаруженная в 1997 году в Бремене. Находка оказалась лучшей наградой за кропотливый труд современных мастеров-камнерезов. За исключением цвета нескольких деталей копия полностью совпадает с оригиналом. В 70-е годы прошлого столетия были созданы предпосылки для начала работы, не имевшей аналогов в мировой реставрационной практике.

Несмотря на то, что к этому времени был накоплен значительный опыт реставрации янтарных изделий мастеров XVII-XVIII веков, нужно было решить сложнейшую задачу - восстановить Янтарную комнату, являющуюся одновременно дворцовым интерьером и произведением декоративно-прикладного искусства, отличающимся от всех прочих изделий из янтаря своими грандиозными размерами. Кроме того, ситуация осложнялась отсутствием авторских чертежей, а также каких-либо изображений Янтарной комнаты, кроме фотографических. Необходимо было не только освоить забытые приемы обработки янтаря, но и разработать новые технологии, позволяющие обеспечить долговечность воссоздаваемого янтарного декора. В результате решения этих проблем, как утверждают эксперты, появилась уникальная российская школа реставраторов, возродившая утраченные ремесла и технологии XVII-XVIII веков - создание многоцветных художественных изделий из янтаря и камнерезное искусство в технике флорентийской мозаики. Восстановленная Янтарная комната уже начала музейную жизнь. Подлинник зачастую называли «восьмым чудом света», «загадкой XX века», «символом отношений России и Германии». Неизвестно, какая судьба уготована ее «двойнику», как будут называть воссозданную Янтарную комнату современники. Окажется ли она копией, максимально приближенной к оригиналу, станет ли репликой былого шедевра или будет восприниматься как новое произведение изящного искусства? Безусловно, восприятие Янтарной комнаты не может быть однозначным. Но одно неоспоримо: воссозданная Янтарная комната - это итог огромной работы, отмеченной талантом и вдохновением ее создателей.

Иллюстрации
Фрагмент воссозданной Янтарной комнаты. Южная стена. Большая янтарная рама с флорентийской мозаикой «Осязание и обоняние»
Фрагмент воссозданной Янтарной комнаты. Южная стена. Большая янтарная рама с флорентийской мозаикой «Осязание и обоняние»
Янтарная комната. 1918 г.
Янтарная комната. 1918 г.
Разрушенный Екатерининский дворец, 1945 г.
Разрушенный Екатерининский дворец, 1945 г.
Царскосельская янтарная мастерская. Восстановление Янтарной комнаты
Царскосельская янтарная мастерская. Восстановление Янтарной комнаты
Царскосельская янтарная мастерская. Восстановление флорентийской мозаики
Царскосельская янтарная мастерская. Восстановление флорентийской мозаики
Золотые ворота. Парадный въезд к Екатерининскому дворцу
Золотые ворота. Парадный въезд к Екатерининскому дворцу
Президент РФ В. Путин и канцлер ФРГ Г. Шредер в Янтарной комнате
Президент РФ В. Путин и канцлер ФРГ Г. Шредер в Янтарной комнате
Воссозданная Янтарная комната. 2003 г.
Воссозданная Янтарная комната. 2003 г.
Воссозданная Янтарная комната. Северная стена. 2003 г.
Воссозданная Янтарная комната. Северная стена. 2003 г.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play