САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ им. А.Н. Радищева
В 1877 году Алексей Петрович Боголюбов, знаменитый пейзажист и собиратель живописи, обратился в Саратовскую городскую думу с предложением пожертвовать городу свою коллекцию для устройства художественного музея. Саратов был выбран Боголюбовым неслучайно: его дед, известный писатель и публицист XVIII века Александр Николаевич Радищев, автор сочинения «Путешествие из Петербурга в Москву», революционное содержание которого напугало императрицу Екатерину II, был уроженцем Саратовской губернии.
Во многом благодаря своему авторитету и широкой общественной поддержке, которую получила идея открытия публичного художественного музея в провинции, Боголюбову удалось не только открыть музей, но и присвоить ему имя А.Н. Радищева. Особую роль в этом сыграл император Александр III. В ответ на обращение к нему Боголюбова он написал: «А что касается до Радищева, то я думаю, что 80 лет, разделяющие нас от его смерти и прощения, оправданы тем, что его мысли освобождения русского народа ознаменованы действительностью и не могут быть помехой, чтобы имя его было известно всем».
БОГОЛЮБОВ А.П., Первое сражение русского корабельного флота под командой Н.А. Сенявина
около острова Эзель со шведским флотом. Эскиз. 1866
Холст, масло. 46,5×74,5
На главной площади Саратова было построено здание по образцу западноевропейских музеев. Автором проекта выступил петербургский архитектор И.В. Штром, а за строительством на месте следил местный мастер А.М. Салько. Украшением интерьера стала чугунная лестница, отлитая на саратовском заводе А.В. Чирихиной. В этом здании музей располагается и ныне.
Основу коллекции составили около тысячи произведений, подаренных музею А.П. Боголюбовым: собственные картины и работы друзей и учеников - И.Е. Репина, В.Д. Поленова, И.Н. Крамского, К.А. Савицкого, И.И. Шишкина, И.П. Похитонова, а также этюды А.А. Иванова и К.П. Брюллова, живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства, работы немецких мастеров дюссельдорфской школы и французских художников-барбизонцев. По просьбе А.П. Боголюбова и при поддержке императора из фондов Эрмитажа и Академии художеств в Саратов были присланы картины старых мастеров, среди них один из раритетов - «Триумф Вакха» Джорджо Вазари.
29 июня 1885 года состоялось торжественное открытие музея. В связи с этим событием многие собиратели, в том числе братья П.М. и С.М. Третьяковы, А.П. Бахрушин, А.В. Звенигородский, преподнесли дары новому учреждению. Свои произведения пожертвовали Ф.А. Бронников, М.М. Антокольский, Ф.С. Журавлев. Потомки А.Н. Радищева передали семейные реликвии - иконы и фамильные портреты. Знаменитая певица Полина Виардо подарила личные вещи своего многолетнего поклонника, великого русского писателя И.С. Тургенева. Через год после открытия собрание составляло уже две тысячи произведений, о чем свидетельствует изданный тогда «Указатель Радищевского музея в Саратове», согласно которому коллекции довольно разнообразно демонстрировали как европейское, так и русское искусство - от античной нумизматики и помпейских фресок до картин современных художников.
КОРОВИН К.А. Бульвар в Париже. Из серии «Парижские огни». 1912
Холст, масло. 73,2×92,2
Вплоть до 1917 года Радищевский музей пополнялся в основном за счет жертвователей. Более полным стал раздел русского искусства второй половины XIX века, в общих чертах сложилась коллекция искусства рубежа XIX-XX веков. Именно в эти годы в собрание музея попали первые произведения В.Э. Борисова-Мусатова.
Крупные изменения произошли в музее после революции, когда минералогическую, археологическую и краеведческую коллекцию вывели из его состава, и он сохранил в фондах лишь художественные произведения. В период с 1922 по 1936 годы Саратовский музей являлся отделом Нижневолжского краевого музея.
В 1973 году появился отдел древнерусской живописи, в котором есть подлинные шедевры, например иконы «Никола с избранными святыми» начала XV века и «Богоматерь Тихвинская» XVI века.
Коллекция XX века постоянно пополнялась: в 1920-1930-е годы - работами членов творческих объединений «Маковец», «ОСТ», «4 искусства», позже - произведениями официальных живописцев социалистического реализма и мастеров новой генерации 1960-х годов, так называемого «сурового стиля».
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева - одно из богатейших собраний России, фонды которого насчитывают более двадцати тысяч единиц хранения. Живописные работы художников XIX-XX веков составляют его гордость.
На рубеже XIX-XX веков Саратов стал крупным художественным центром, из которого вышла целая плеяда замечательных художников - В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. Кузнецов, П.С. Уткин, К.С. Петров-Водкин, А.И. Савинов. А.П. Боголюбов мечтал о создании рисовальной школы, «дабы возвысить образовательное дело юношей». Боголюбовское рисовальное училище, ставшее филиалом Петербургского центрального училища технического рисования барона Штиглица, открылось в 1897 году, уже после смерти его создателя. В нем учились многие известные живописцы, среди которых - П.В. Кузнецов и А.И. Савинов.
В структуру музея входят: Музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова, Дом-музей Павла Кузнецова с мемориальной экспозицией, где организуются выставки и творческие акции молодых саратовских и московских художников; Мемориально-художественный музей К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске и Картинная галерея города Энгельса. Кроме того, постоянно открыт филиал в волжском городе Балаково, где экспонируются временные выставки из собрания Радищевского музея.
Сегодня музей, являющийся федеральным, включен в список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.