Татьяна Пластова

ШЕДЕВРЫ РУССКОГО ИСКУССТВА

Татьяна Пластова
Аркадий Пластов «Купание коней». ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

#4 2018 (61)

Картина «Купание коней» - одна из наиболее значительных работ Аркадия Пластова 1930-х годов. Написанная к выставке «ХХ лет РККА» и будучи фактически заказной, она тем не менее может считаться самой свободной и искренней картиной своего времени. Как и «Праздник урожая», эта работа явилась результатом практически молниеносного становления Аркадия Пластова как мастера живописной картины. И именно поэтому история ее создания, попытка постижения ее живописных смыслов представляются чрезвычайно важными для понимания формирования и эволюции живописного языка художника во второй половине 1930-х годов.

СОБЫТИЕ. ГОД РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Татьяна Пластова
Аркадий Пластов. Читая Толстого...

#1 2016 (50)

Выставка работ А.А. Пластова «Читая Толстого...» впервые представляет практически все известные обращения художника к творчеству и образу великого писателя, находящиеся в собраниях Государственного музея Л.Н. Толстого, Государственной Третьяковской галереи, принадлежащие семье художника.

 

ДИНАСТИИ

Татьяна Пластова
Зов будущего

№4 2012 (37)

Династия Чернышевых-Горских вошла в русское изобразительное искусство как целостный образ полвека назад. В 1969 году Д.Д. Жилинский, ученик и частый собеседник Н.М. Чернышева, написал картину «Семья художника. Чернышевы» (ГРМ), а год спустя – «Семья Чернышевых» (ГТГ). «Представил себе всех Чернышевых, идущих по осеннему лесу. Николай Михайлович в профиль, на фоне Антонины Александровны в фас; далее – стволы молодых дубков, расходящиеся в сторону вертикали, и между ними – три человека – дочери Катерина и Наташа и зять Андрей Горский. Слева внук Коленька скачет кузнечиком, справа за стволами идет дочь Полина. Композиция и цвет как будто бы решились. Золотистый осенний фон. Чернышев в светлом плаще, почти невесомый. За ним Антонина Александровна спокойно стоит с осенним букетом в руках, серьезная, земная. Он узенький, светлый – воплощение духа; она – широкая спокойная, красивая – его опора»1. Спустя много лет в картине внука Николая Михайловича, Н. Горского-Чернышева, «Дороги детства» цепь времени замкнулась: бегущий по дороге к храму мальчик (тот самый Коленька с картины Жилинского) и идущие следом, поддерживая друг друга, Николай Михайлович и Антонина Александровна олицетворяют тот непрерывный путь духовного поиска, которым вот уже целый век следуют представители этой замечательной русской семьи.

ДИНАСТИЯ

Татьяна Пластова
Пластовы - семья художников

№4 2011 (33)

Род Пластовых — старинный русский род. Их предки жили где-то недалеко от Арзамаса, многие были духовного звания. По преданиям, один из рода был священником у мордовского народа эрзя. Они носили тогда фамилию Синицыны. В конце XVIII — начале XIX века в Арзамасе жил соборный дьякон Василий Синицын — большой любитель живописи. Один из Синицыных поступил в ученики к иконописцу Пластову и вместе с ним писал иконы, переходя из села в село. Когда учитель умер, ученик принял его фамилию — сначала звался Пластов ученик, а потом просто Пластов. Отсюда и началась династия Пластовых-иконописцев. Первое достоверно известное имя — Гаврила Степанович Пластов (1801 — ок.1843), чей отец тоже был священником. Гаврила учился в Казанской духовной академии (но не закончил ее), обучался и в Арзамасской школе живописи, основанной в 1802 году художником А.В. Ступиным. Созданная по академическому принципу (сам А.В. Ступин учился в Петербургской Академии художеств), школа сочетала профессиональное образование с преподаванием широкого круга общеобразовательных предметов и находилась под покровительством Академии художеств. Большое внимание в школе уделялось иконописи.

НАСЛЕДИЕ

Татьяна Пластова
Аркадий Пластов
Портрет художника, написанный им самим

И должен ни единой долькой
Не отступиться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Борис Пастернак

№4 2010 (29)

Эти строки могли бы стать эпиграфом к судьбе поколения, на долю которого выпало взрослеть и мужать вместе с XX столетием. При всей разности судеб Борис Пастернак и Аркадий Пластов – современники в глубоком смысле этого слова. Их связывало уже то, что отец поэта, Леонид Пастернак, был преподавателем Пластова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Вернуться назад

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play