НИДАРОССКИЙ СОБОР. СВЯТОЙ ОЛАВ И РОССИЯ

Ойстен Экролл

Рубрика: 
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
Номер журнала: 
Специальный выпуск. НОРВЕГИЯ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

ИСТОРИЯ СВЯТОГО ОЛАВА
В 1030 году, когда весенняя оттепель наконец ослабила цепкую хватку русской зимы, из Новгорода на запад отправилось немногочисленное войско. Его возглавлял Олав Харальдссон, король без королевства, вынужденный бежать из Норвегии двумя годами ранее. Норвежской знати в союзе с Кнутом Могучим, королем Дании и Англии, пожелавшим водрузить на голову третью по счету корону, удалось изгнать Олава из страны.

Олав попросил убежища у свояченицы, шведской принцессы Ингигерды, которая была замужем за великим князем Ярославом, и беглеца тепло приняли при дворе. Ярослав предложил Олаву княжество к востоку от Волги, но Олав не мог забыть Норвегию. Он оставил своего сына и наследника Магнуса под опекой Ярослава и отправился с верными соратниками в поход, надеясь вернуть королевство. Они пересекли Швецию и вступили на территорию Норвегии восточнее Тронхейма. Однако у поселения Стиклестад их уже ожидало многочисленное вражеское войско. 29 июля 1030 года Олав и большая часть его соратников пали в битве при Стиклестаде. Местные бонды спрятали тело короля и тайно похоронили его недалеко от Тронхейма. Брат Олава Харальд бежал обратно на Русь, неся с собой печальную весть, а затем отправился в Константинополь, где поступил на службу в императорскую гвардию. Кнут Могучий праздновал победу.

Однако спустя год ситуация полностью переменилась. Олав был объявлен святым, на его могиле произошло множество чудес. Датский правитель не снискал народной поддержки, и в 1035 году делегация из представителей норвежской знати отправилась в Новгород, чтобы вернуть десятилетнего Магнуса в Норвегию, где он должен был занять отцовский трон. Его дядя Харальд позже женился на Елизавете, одной из дочерей Ярослава, которая стала королевой Норвегии в 1045 году. На протяжении XI и XII веков члены королевских семей Норвегии, Дании, Швеции и княжеской семьи Руси заключали браки, при этом женщины королевских кровей переезжали из одной страны в другую, а иногда выходили замуж за одного короля вслед за другим. Наиболее показательна в этом плане судьба княжны Мальмфриды, дочери князя Мстислава, которая впервые вышла замуж за короля Норвегии Сигурда Крестоносца в 1120 году, а через десять лет после его смерти вышла замуж за короля Дании Эрика II. Святой Олав стал связующим звеном между этими семьями и одним из последних святых, признанных как Восточной, так и Западной Церковью до Великого раскола христианской церкви в 1054 году. В XI веке в Новгороде и в Константинополе были возведены церкви в честь святого Олава.

НИДАРОССКИЙ СОБОР
Нидаросский собор был воздвигнут над могилой короля-мученика, и с тех пор главный алтарь собора всегда размещался над его гробницей. В средние века золотая рака с нетленными останками святого Олава была помещена над алтарем. Рака была величайшим сокровищем Норвегии, но после Реформации 1537 года святыня была конфискована королем Дании и Норвегии и переплавлена на монеты в Копенгагене. Как бы там ни было, у нас сохранилась расписка королевского казначея...

История Нидаросского собора начинается около 1060 года, когда это был еще скромный каменный храм, но с 1153 года он постепенно укрупнялся, пока не был завершен приблизительно в 1300 году. На тот момент это была самая большая церковь в странах Северной Европы, имевшая форму креста общей протяженностью 100 метров, с поперечным нефом шириной 50 метров и почти стометровым шпилем центральной башни, устремленным в небо. Для строительных работ в Норвегию были приглашены английские каменщики, так что собор был построен во многом в соответствии с образцами английского стиля; первые элементы романского стиля стали появляться с 1150 года, а затем начиная с 1180 года собор достраивался в готическом стиле. Наиболее характерным архитектурным элементом собора является высокий восьмиугольный клирос, построенный вокруг гробницы и усыпальницы Святого Олава. Он напоминает Храм Гроба Господня и некоторые другие храмы в Иерусалиме, раннехристианские часовни, возведенные на месте упокоения святых мучеников, и в особенности - церкви круглой формы в Риме, например, мавзолей Санта Констанца.

Монументальный западный фасад собора был построен в английском стиле и украшен статуями выше человеческого роста. Пять сохранившихся статуй явно свидетельствуют о французском влиянии, особенно если сравнить их со скульптурами на северном портале собора Парижской Богоматери и в нефе собора в Реймсе. В XVI веке из-за пожаров, войн и событий эпохи Реформации западная часть собора была разрушена и пребывала в плачевном состоянии вплоть до начала XIX века. В конце XIX века реставрация собора обрела в Норвегии масштаб общенациональной идеи, и деньги на реставрацию собирали по всей стране. Здание стало национальным символом, местом проведения многих общенациональных мероприятий. К 900-ой годовщине битвы при Стиклестаде и смерти Святого Олава было завершено возведение нефа, включая огромный витраж в круглом стрельчатом окне западного фасада - «роза», состоящая из примерно 10 000 фрагментов. Один из подарков собору - большая икона «Спас Нерукотворный», датируемая приблизительно 1500 годом. Икону преподнес норвежский бизнесмен, купивший ее в Советском Союзе в двадцатые годы XX века.

Естественно, Вторая мировая война также не прошла для собора бесследно. Хотя прямого ущерба удалось избежать, собор играл центральную роль в сопротивлении Церкви Норвегии попыткам норвежской фашистской партии взять Церковь под контроль. После окончания войны собор получил несколько памятных подарков. В южном нефе собора висит королевское знамя, развевавшееся на мачте корабля, на котором 7 июня 1945 года вернулся из изгнания всенародно любимый король Хокон VII. Это произошло ровно через сорок лет после того, как 7 июня 1905 года Норвегия впервые стала свободной страной. Рядом со знаменем висит британский военно-морской флаг, под которым 8 мая 1945 года после капитуляции нацистов в Тронхейм пришел первый корабль союзных военно-морских сил «МакКой». На стене под этим флагом висит русская икона Святого Георгия, изготовленная в Москве в 1834 году. Она была подарена собору после войны в память о норвежских узниках нацистских концентрационных лагерей в Германии и Польше.

КОРОНАЦИИ В НИДАРОССКОМ СОБОРЕ
В феврале 1814 года в результате наполеоновских войн Дании пришлось уступить Норвегию Швеции. Норвегия оказала сопротивление и объявила о своей независимости. Национальное собрание приняло демократическую конституцию, которая действует до сих пор, являясь старейшей конституцией в Европе.

В ноябре 1814 года Норвегия была вынуждена вступить в унию со Швецией под верховной властью общего короля. Конституцией установлено, что коронация короля Норвегии должна проходить только в Нидаросском соборе. Коронации проходили здесь в 1818, 1860, 1873 и 1906 годах. В 1908 году церемония коронации была отменена Национальным собранием как «старомодный» обычай, однако до сих пор сохраняется такой элемент, как благословение нового монарха. Последняя подобная церемония состоялась в июне 1991 года, когда король Харальд V и королева Соня взошли на престол после смерти короля Олава V.

В 1814 году у Норвегии еще не было собственных королевских регалий. Средневековые регалии были утеряны, а датские хранились в Копенгагене. Когда король Карл Юхан (бывший французский маршал Жан-Батист Бернадот) готовился взойти на престол Швеции и Норвегии в 1818 году, он заказал комплект новых норвежских регалий, которые были изготовлены в Стокгольме за его счет и пожертвованы нации. Сегодня регалии используются во время церемонии благословения монарха. Их помещают на главном алтаре собора, а когда монарх умирает, королевскую корону и церемониальный меч привозят в Осло и кладут на его гроб.

В число регалий входят корона короля и корона королевы, держава и скипетр, кубок для помазания, коронационный меч, корона наследного принца и королевский штандарт. Королевские короны представляют собой так называемые закрытые короны, характерные для эпохи абсолютизма. Открытая корона наследного принца - единственная из регалий, изготовленная в Норвегии для коронации короля Оскара I, которая должна была состояться в 1847 году, но была отменена, и эту корону никто никогда не надевал. Для коронации используются два трона в стиле ампир, изготовленные в Стокгольме в 1818 году. Новым элементом является изготовленное в 1873 году кресло с низкой спинкой, которая позволяла надеть на плечи короля и королевы специальное облачение для коронации. Троны и королевский штандарт до сих пор используются для церемонии благословения монарха.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play