САМОБЫТНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО. Прогулка по избранным музеям изящных искусств Испании

Мануэль Ариас Мартинес

Номер журнала: 
#4 2015 (49)

Знакомство с музеями, несомненно, один из лучших способов открыть для себя основную систему ценностей, внутренне присущую европейским странам. Музей вполне можно назвать настоящим чудом, сотворенным цивилизацией. Он возвращает обществу то, что оно само же и создало, однако в переосмысленном и преобразованном виде, представляя лучшие самобытные черты того или иного народа с помощью предметов, переживших свое время и ставших историческими свидетельствами.

Расскажем вкратце о целом ряде испанских музеев изящных искусств, для того чтобы вы могли поближе познакомиться с нашей культурой.

Сосредоточим при этом внимание на таких коллекциях, которые действительно раскрывают самобытность Испании. Надеемся, что читатели пожелают воочию убедиться в уникальности представленных в статье музейных собраний.

Большая часть крупных испанских государственных музеев была создана в XIX веке в результате процесса социализации искусства, который стал частью серьезных исторических изменений. До этого перед ними не стояло просветительских задач: это были хранилища предметов, которые происходили из самых разных мест и служили свидетельствами прошлых эпох, а художники приходили сюда учиться на шедеврах старых мастеров, черпая у них вдохновение.

Провинциальные музеи возникли в нашей стране в процессе конфискации имущества религиозных орденов. Эта антицерковная инициатива была осуществлена в Испании в 30-е годы XIX века; аналогичные процессы имели место во многих других европейских странах.

Когда возник вопрос о том, что делать с хранившимися в соборах произведениями искусства и довольно богатыми библиотеками, были учреждены специальные комиссии, призванные обеспечить сохранность ценных предметов. Однако часто оказывалось, что такие меры запоздали: художественное наследие не было защищено законом, и им начали торговать, в том числе на международном рынке.

Тем не менее немалое количество оставшихся в стране артефактов послужило основой для создания музеев в главных городах испанских провинций. Формирование их коллекций носило по большей части случайный, а зачастую и поспешный характер, причем документация иногда просто отсутствовала.

В XIX веке во многих испанских городах, и прежде всего в крупных, начали разрушать старые постройки. Так что старинные городские пейзажи, если они дошли до наших дней, являются своеобразными и редкими. Архитектурные ансамбли, обладающие особой художественной ценностью, во многих случаях не подвергались разрушению, и их интерьеры сохранились в своем изначальном самобытном виде. Теперь в них размещаются действительно уникальные музеи.

Возьмем, к примеру, Толедо. К фондам толедских музеев и архитектуре их зданий добавляется еще одна дополнительная ценность - превосходное окружение. В данном случае музеи - это не обособленные островки, выжившие наперекор ходу времени. Наоборот, в них все дышит историей, поскольку они вписаны в такую окружающую среду, которая позволяет в полной мере ощутить исторический контекст былых времен.

Поэтому можно смело утверждать, что музеи Толедо сами по себе вписали интереснейшую главу в историю испанской нации. Среди них выделяются музей Санта-Крус (Святого Креста), расположившийся в старинном здании больницы, а также музей, в котором хранятся сокровища Кафедрального собора - его архиепископ носит титул примаса Испании. В соборном музее бесценные произведения искусства предстают перед нами именно в тех местах, для которых они были созданы, образуя гармоничный ансамбль. Кроме того, в Толедо есть много других музеев, и все они высочайшего уровня. Пожалуй, стоит особо упомянуть два из них.

Во-первых, это музей сефардов - евреев, ведущих свое происхождение с Пиренейского полуострова. Заметим, что Толедо часто называют городом трех культур: католической, мусульманской и иудейской. Он стал настоящим символом мирного сосуществования разных конфессий.

Музей сефардов специально задуман для того, чтобы продемонстрировать возможность взаимопонимания между представителями разных конфессий. Он расположен в хорошо сохранившемся здании замечательной архитектуры, в котором хранятся документальные свидетельства жизни и быта евреев в Испании. При этом следует иметь в виду, что в силу определенных исторических обстоятельств все эти реалии пребывали в забвении или, во всяком случае, были отодвинуты на задний план.

Главное здание музея - синагога, возведенная в XIV веке по заказу богатого банкира Самуэля Леви, который поддерживал прекрасные отношения с тогдашними христианскими королями. Он финансировал постройку этого религиозного центра для всех жителей толедского еврейского квартала. До наших дней синагога дошла в том же виде, каким это здание было в давние времена. В сложном переплетении улиц все выдержано в определенном стиле, включая большие старинные дома с деревянными воротами.

Стройное здание синагоги отвечает основным требованиям, которые предъявлялись к сооружениям такого типа: его просторные помещения отличаются открытой планировкой. При этом в отделке молитвенного дома использован весь спектр декоративных украшений. Лепнина с эпиграфическими, геометрическими и растительными мотивами придает постройке уникальный характер, что делает ее не похожей на какие-либо другие здания синагог, встречающиеся в различных уголках Европы.

Еще один привлекательный момент состоит в том, что синагога не претерпела почти никаких изменений после того, как была преобразована в христианскую церковь Дель-Трансито (Успения). Тогда в алтарной части появилось ретабло, а в XVI веке в соответствии с традицией в одной из боковых частей устроили погребальную нишу. В этой нише располагалась доска с изображением Успения Богородицы кисти испанского художника Корреа дель Вивара, хранящаяся ныне в Музее Прадо.

В музее посетители могут познакомиться с жизнью и бытом евреев Толедо и остальной части Пиренейского полуострова. Здесь хранятся различные предметы, ставшие историческими свидетельствами, способствующими пониманию традиций и образа жизни сефардов.

При этом следует иметь в виду, что общины сефардов, изгнанные из Испании в XV веке согласно королевским указам и рассеянные по Европе и Африке, до сих пор сохранили свой собственный вариант испанского языка, а также музыку и культурные обычаи - факт, помогающий лучше понять своеобразие нашей страны.

Рядом с синагогой находится еще один уникальный музей, посвященный художнику Эль Греко. Испанская живопись, особенно за период конца XVI-XVIII веков, считается одной из вершин европейского изобразительного искусства. Такие выдающиеся мастера, как Веласкес, Сурбаран, Мурильо и Гойя, снискали всемирную известность. Однако, пожалуй, ни один живописец не ассоциируется столь тесно с истинно испанским духом, как Эль Греко.

Его произведения в стиле маньеризма отличаются ярко выраженным субъективным подходом и индивидуальной манерой письма. Изысканность фигур на его картинах, необычный цвет и колорит, уникальная экспрессия и ярчайшая индивидуальность — все это отвело Эль Греко особое место в испанском обществе времен Контрреформации и религиозного противостояния. Суровые лики изображенных им святых, объемность портретных изображений, изломанные контуры фигур со струящимися волосами, насыщенная цветовая гамма и смелость композиционных решений свидетельствуют о том, что перед нами один из тех гениев, в творчестве которого отражается истинный дух народа.

В начале ХХ века об этом живописце заговорили художественные критики, и его творчество снискало мировую славу. Этому немало способствовало открытие в Толедо музея Эль Греко по инициативе маркиза де ла Вега-Инклана, для чего были приобретены полуразрушенные здания в еврейском квартале Толедо поблизости от тех, которые принадлежали великому мастеру.

Идея маркиза вполне соответствовала духу эпохи: он вознамерился открыть дом-музей, воссоздав его согласно имевшимся представлениям о том, каким могло быть жилище художника в те времена, когда он был жив. В дальнейшем в музее были проведены некоторые преобразования, но первоначальная идея сохранилась, и не предпринимается никаких попыток исказить реальность. Целый ряд предметов, и среди них произведения декоративно-прикладного искусства, живописи и скульптуры, помогает понять исторический контекст. На этом фоне предстают замечательные работы Эль Греко и его самых интересных учеников, например, Луиса Тристана.

В число картин, более всего привлекающих внимание посетителей музея, входит «Вид и план Толедо». Художник представил город с большой точностью и даже сопроводил все это объяснением, которое помогает определить, где и что находится. Однако рядом с наиболее заметными строениями, относительно расположения которых не возникает сомнений, изображены реально отсутствующие здания, созданные воображением живописца. Благодаря своему особому свету и колориту эта картина заняла выдающееся место в зарождавшемся тогда жанре городского пейзажа.

О каких еще испанских музеях стоит поговорить прежде всего в контексте соответствия архитектуры и коллекции? Вряд ли найдется в Испании другое место, в котором сами здания, безусловно, затмевали бы все интерьеры в них, все находящиеся внутри предметы, как это происходит в гранадской Альгамбре. В бесценном дворцовом ансамбле, принадлежавшем насридской династии, собрано множество произведений архитектуры и декоративного искусства, позволяющих ознакомиться с утонченным образом жизни мусульманских правителей на Пиренейском полуострове.

Сохранившиеся до наших дней постройки различного типа, изысканный декор интерьеров, тщательно обработанные материалы и гармония всего ансамбля с окружающей природой - все это поистине уникально. Ансамбль Альгамбры немало способствовал консолидации той роли, которую сыграло сосуществование разных культур в средневековой Испании: историческое пересечение разных народов, каждый из которых обладает собственной самобытностью, составляет глубинную основу нынешнего испанского общества. Добавьте к этому своеобразную романтику руин, неизбежно сопровождающих древние строения, - вот еще одна причина необыкновенной известности, которую Альгамбра завоевала у иноземных путешественников, приезжавших в Испанию начиная с XIX века.

Помимо прекрасной архитектуры о царивших в Альгамбре изысканных эстетических вкусах свидетельствуют многочисленные предметы декоративно-прикладного искусства. Керамические изделия, работы по дереву, инкрустации наглядно показывают, какого уровня утонченности и совершенства достигало мастерство художников, творивших в мусульманской Гранаде.

Подобного рода исторические свидетельства собраны также во дворце императора Карла V, расположенном на территории Альгамбры и несколько нарушающем единство ансамбля. Это сооружение, впрочем, вносит еще один ценнейший нюанс в и без того яркую гамму впечатлений, остающихся у посетителей. Спроектированный Педро Мачукой во втором десятилетии XVI века дворец является одним из самых приметных образцов ренессансной архитектуры в Испании. Архитектор задумал здание в итальянском стиле, дополнив его множеством элементов в стиле классицизма, и в результате эта постройка не имела себе равных в испанской архитектуре того времени. Вне всякого сомнения, она стала новым и необычным дополнением к действительно выдающемуся ансамблю Альгамбры.

В интерьерах дворца размещается постоянная экспозиция произведений искусства времен династии насридов. Кроме того, здесь работает Музей изящных искусств, в котором хранится изысканная художественная коллекция. Она включает в себя экспонаты, датирующиеся позже мусульманского этапа в истории Гранады. В музее представлены живописные полотна мастеров такого уровня, как, например, Санчес Котан, создавший чудесный натюрморт «Бодегон с артишоком», отличающийся строгим и сдержанным стилем. Здесь же можно увидеть работы гениального мастера Алонсо Кано, знаменитое «Положение во Гроб» Джакопо Флорентино, а также замечательные скульптуры Хосе Рисуэньо и Педро де Мены.

Поскольку речь зашла о взаимодействии и смешении культур в историческом аспекте, нельзя не сказать, что эти процессы нагляднее всего представлены в наиболее энциклопедичном испанском музее, который стоит в одном ряду с самыми крупными европейскими аналогами, созданными в XIX веке. Это Национальный археологический музей, разместившийся вместе с Национальной библиотекой в так называемом Дворце библиотек и музеев, построенном в Мадриде в честь 400-летия открытия Америки.

Фонды этого недавно отреставрированного музея формировались на протяжении долгого времени. В них включались и предметы из королевских коллекций, и экспонаты со всей территории страны, в том числе найденные в ходе археологических раскопок. В результате, несомненно, удалось создать глобальное представление о материальной культуре Испании, совершить экскурс в ее историю. Музей охватывает доисторические времена, причем особое внимание уделено первобытным культурам Иберийского полуострова, а также греческую колонизацию, римское владычество, вестготское завоевание и средневековье, мусульманскую традицию, христианские королевства и, наконец, период новой и новейшей истории. Все это показано через призму интересного и богатого собрания предметов декоративно-прикладного искусства.

В каком-то смысле можно утверждать, что перед нами - великолепный «музей всех музеев», задуманный как некая путеводная нить, создающая целый ряд хронологических и культурных отсылок к другим центрам, в которых посетители могут получить еще более подробную информацию. Своеобразный рассказ об огромном историческом периоде, представленном в Национальном археологическом музее, находит свое продолжение в Музее Альтамиры, Музее романского искусства в Мериде, Музее декоративно-прикладного искусства в Мадриде, Музее керамики в Валенсии, а также в уже упоминавшихся выше музеях.

Некоторые из экспонатов, хранящихся в Национальном археологическом музее, являются культурными реликвиями, например, «Дама из Эльче» или «Дама из Басы». Эти скульптурные изображения - непосредственная отсылка к истокам материальной культуры, они свидетельствуют об уровне мастерства и креативности, которого достигли народы, проживавшие на Пиренейском полуострове еще до знакомства с древнегреческими образцами.

С другой стороны, здесь же можно увидеть и произведения, дошедшие до нас из Древней Греции и Древнего Египта, искусство которых также достаточно полно отражено в этом музее. Там же выставлено самое полное собрание монет, принадлежащих испанскому государству. Все это позволяет взглянуть на Древний мир с различных точек зрения, что способствует, в частности, образовательным целям. Благодаря значимости и разнообразию коллекций Национального археологического музея можно утверждать, что в нем представлен глобальный взгляд на различные культуры, сменявшие друг друга на испанской земле. В этом смысле его отлично дополняет другой музей, повествующий о своеобразии исторического места Испании в мире.

Это Национальный музей Америки в Мадриде, посвященный тем землям, которые были в течение веков естественным продолжением Испании и даже чем-то большим. В результате присоединения расположенных на другом континенте земель и учреждения вице-королевств Перу и Новая Испания сложилось постоянное активное взаимодействие в сфере искусства, объединившее очень разные традиции и способы художественного самовыражения.

С самого начала этого процесса в Испанию начали поступать многочисленные предметы, представлявшие культуру народов, населявших американские земли. Изготовленные из разных материалов и предназначенные для различных функций, они оказались настоящими раритетами, свидетельствующими о великих империях (например, инков или ацтеков) на Американском континенте.

Археологические находки посвящены доиспанским культурам. Они предлагают вниманию посетителей богатую панораму того, что происходило в далекие времена в тех или иных географических зонах Американского континента. Такие экспонаты отличаются большим разнообразием - от керамики с растительным или антропоморфным орнаментом до текстильных изделий. Нельзя не отметить и такую особо привлекательную часть коллекции, как предметы, сделанные из драгоценных металлов: с ними связано множество легенд. Примером могут служить поступившие в качестве дара от колумбийского правительства сокровища индейцев кимбайя, датируемые II веком н. э.

К археологическим находкам примыкают прекрасные образцы колониального искусства. В результате взаимопроникновения художественных приемов и средств в испанских колониях стали появляться поистине уникальные творения. Например, в Гватемале создавали полихромные деревянные скульптуры в стиле барокко, которые вполне могли затмить работы испанских мастеров. Они отличались исключительным богатством красок, а также добавлением серебряных деталей и накладных элементов.

Не менее своеобразной была живопись. Например, особую популярность имели серии так называемых «кастовых картин», отражавших реалии тогдашнего бурно развивавшегося общества, где часто заключались смешанные браки между представителями разных народов. Некоторые предметы декоративно-прикладного искусства сделаны из перьев - они понятны лишь в экзотическом контексте вновь открытого европейцами континента. Другие представляют собой живописные изображения, созданные с использованием раковин, перламутровые отблески которых создают удивительные визуальные эффекты.

В Мадриде сосредоточено большое количество музеев с коллекциями первостепенной значимости. Тем не менее на остальной территории Испании также рассеяны музейные пространства, хранящие в себе память о прошлом. Их художественные фонды свидетельствуют об огромном творческом разнообразии.

Одно из таких особенных мест - Музей изящных искусств Севильи, находящийся в здании бывшего монастыря Мерсед-Кальсада. Представляющий несомненный интерес с архитектурной точки зрения комплекс стал собственностью государства согласно уже упоминавшемуся закону о конфискации имущества религиозных монашеских орденов. В музее представлены работы широко известных живописцев, например, Франсиско Пачеко, который считается ключевой фигурой для понимания творчества снискавшего всемирную славу гениального севильского художника Диего Веласкеса. Другие полотна, в том числе кисти Сурбарана, Эрреры-старшего, Вальдеса Леаля и Мурильо, интересны своим подходом к использованию цвета и повествовательными стратегиями испанского барокко, а кроме того, они наглядно демонстрируют, что значит традиция, восходящая к различным истокам.

Последнее относится также и к скульптурным экспонатам музея, среди которых особо выделяется фигура Св. Иеронима работы Пьетро Торриджано - наглядное свидетельство высочайшего уровня, достигнутого итальянской скульптурой в начале XVI века. Одной из важнейших вех в истории севильской скульптуры стало творчество Мартинеса Монтаньеса, считающегося флагманом религиозной Контрреформации. Он создавал гармоничные произведения в стиле сдержанного классицизма, который со временем эволюционировал в сторону барочного реализма. Фигуры Св. Бруно и кающегося Св. Доминика явно отражают творческую манеру Монтаньеса в жанре, который все более уверенно выходил на первый план в искусстве, вступая в прямое взаимодействие с верующими во время религиозных шествий и других событий.

Еще один музей, о котором непременно стоит упомянуть, - это Музей изящных искусств в Валенсии. Собрание этого музея, как и большинства других музеев в Испании, значительно обогатилось за счет предметов, поступивших в результате проводившейся конфискации церковного имущества. Истоки коллекции, однако, восходят к XVIII веку, когда была создана Королевская академия изящных искусств Сан-Карлос. Наряду с аналогичными центрами в Сарагосе и Вальядолиде она стала одним из первых учебных заведений такого типа, возникших в Испании после открытия Мадридской академии Сан-Фернандо. Такие академии призваны были давать своим слушателям систематическое образование в соответствии с канонами, установленными воцарившейся на испанском троне династией Бурбонов. Коллекции живописи и графики валенсийского музея отличаются целым рядом ярких характерных черт, обусловленных близостью к Средиземному морю и постоянными связями с Италией. Здесь можно увидеть готическую живопись на досках и ретабло. Некоторые из них просто восхитительны, как, например, работа флорентийца Герардо Старнины, созданная по заказу монаха Бонифасио Феррера. Заслуживают внимания и картины раннего ренессанса, датируемые концом XV века (заметим, что на остальную часть Пиренейского полуострова этот стиль проник несколько позже). Среди них особо выделяются произведения Фернандо де Льяноса, Паоло де Сан Леокадио и Яньеса де ла Альмедина, в которых прослеживается тесная связь с итальянской живописью того времени.

В залах музея можно также познакомиться с творчеством Хуана де Хуанеса, чьи работы отличаются изысканностью и безошибочной четкостью повествования - примером может служить картина «Богоматерь с почтенным Агнесио». Представлены здесь и произведения гениального Риберы, родившегося в Валенсии, но творившего, главным образом, в Неаполе. Они характеризуются световыми контрастами и реалистичностью - драматичной, смелой и связанной с окружающей действительностью. Отметим и полотна каталонского художника Рибальты, натурализм которого стал наиболее характерной чертой валенсийской живописной школы.

В собрании музея есть и картины других жанров, например, изысканные натюрморты Йепеса, созданные в XVII веке в испанском стиле бодегон и отличающиеся уникальным уровнем мастерства. Точное воспроизведение натуры сочетается в них с размышлением о достоверности живописи, восходящим к ее истокам.

Из представленных в музее творений эпохи барокко следует назвать картины Орренте и Эспиносы. К ним присоединяются выдающиеся работы валенсийских мастеров более поздних эпох, творивших в том числе за пределами родины, например, Маэльи и Висенте Лопеса. Богатая коллекция этого музея помогает зрителям лучше понять всю значимость и эволюцию испанской живописи.

Непременно надо упомянуть и Национальный музей искусства Каталонии. Хотя в Барселоне есть другие богатые и уникальные музеи, например, посвященные творчеству Мареса или Пикассо, однако именно музей каталонского искусства в наилучшей степени отражает культурные традиции этого края. С 1934 года музей размещается в грандиозном дворце Монжуик, построенном для Всемирной выставки 1929 года. Это выдающееся сооружение само по себе служит прекрасным дополнением художественных фондов музея.

Визитной карточкой музея является коллекция романских настенных росписей. Живописные ансамбли, ведущие свое происхождение из таких церквей, как, например, Сан-Клементе-де-Тауль и Санта-Мария-д'Анеу, помогают лучше понять, какую роль играли декоративные украшения апсид в храмах XII века, а также постичь суть византийского наследия в каталонской живописи - со своеобразной контрастной цветовой гаммой и иконографией, несущей в себе глубинный символический смысл.

Однако эти завораживающие настенные росписи, оказавшие большое влияние не на одно поколение современных художников, - не единственные выставленные здесь произведения средневекового искусства. К ним примыкают передние алтарные доски, изделия из драгоценных металлов и скульптурные изображения, среди которых есть столь символичные, как «Маэста» (по-каталански это означает «Спас Вседержитель») из частной коллекции Бальо. Все вместе они образуют великолепное собрание, которое обладает высочайшей художественной ценностью и хранится в отличном состоянии.

Удивительные предметы, датирующиеся Высоким средневековьем, действительно определяют лицо музея. Стоит наряду с ними отметить работы Угета, Далмау и Каскальса, относящиеся к эпохе готики в развитии изобразительного искусства, совпавшей с периодом экономического расцвета. В творчестве этих мастеров отразилась городская жизнь того времени, в нем явно ощущается влияние других европейских живописных школ.

Собрание музея включает в себя выдающиеся произведения ренессанса и барокко, созданные испанскими и иностранными мастерами. Однако, пожалуй, лишь в работах XIX и XX столетий наиболее явно ощущаются именно те особенности, которые были связаны с Каталонией как местом жизни и работы создателей хранящихся в барселонском музее произведений.

Новесентизм, модернизм, расцвет дизайна и творчества выдающихся художников, начиная от Касаса и Русиньола и заканчивая Пикассо и Миро, а также таких великих архитекторов, как Гауди, скульпторов Каргальо или Хулио Гонсалеса, - все это свидетельствует о той обширной и разнообразной творческой деятельности, без которой невозможно понять недавнюю историю Испании.

Продолжая обзор испанских художественных музеев с высоты птичьего полета, следует обязательно остановиться на Музее изящных искусств Бильбао, история которого восходит к началу ХХ века. Надо заметить, что основой для учреждения этого музея послужил не административный акт, а общественный интерес жителей города, которые пожелали создать для себя ориентир в сфере культуры и образования.

Такое начало наложило столь особенный отпечаток на этот музей, что его коллекции не утратили своего значения на фоне такого появившегося позже гиганта, как Музей Гуггенхайма. Несмотря на то, что эти два учреждения преследуют разные цели и их деятельность также спланирована различным образом, они взаимно дополняют и обогащают друг друга.

В этом музее, созданном в результате коллективных усилий, хранятся и выставляются действительно шедевры, дающие посетителям глобальное представление о европейском искусстве. Здесь можно познакомиться с различными школами живописи и с великолепными образцами творчества таких великих мастеров, как Кранах-старший, Гойя, Эль Греко, Рибера или Джентилески.

Не менее интересные произведения выставлены и в залах современного искусства. В музее можно увидеть работы недостаточно представленных в Испании европейских живописцев и скульпторов, например, Гогена или Бэкона.

Наряду с творениями таких мастеров, как Соролья и Барсело, творческий путь которых связан с другими частями Пиренейского полуострова, в музее хранятся произведения, основанные на традициях местной живописной школы - баскской. Это картины Игнасио Сулоаги, в том числе полные чувственности и глубины портреты, например, портрет графини де Ноай, а также скульптуры Чильиды и работы целой плеяды художников, благодаря которым музей сохраняет свою актуальность.

В завершение стоит упомянуть Национальный музей скульптуры, расположенный в Вальядолиде. Он был создан в 1842 году как провинциальный музей изящных искусств, а в 1933-м, переселившись в свое нынешнее здание, получил название, подчеркивавшее его яркое своеобразие - связь с испанской скульптурой, датирующейся от средневековья до XIX столетия.

Открывшийся для публики под новым именем, этот музей отличался ярко выраженной самобытностью: именно такую цель преследовали его создатели, и этому же способствовали исторические обстоятельства. В тот момент проводилась консолидация музейных учреждений страны, при этом Музею Прадо отвели роль главной испанской пинакотеки, а в Вальядолиде решили сосредоточить самые выдающиеся скульптурные произведения.

Иначе говоря, планировалось поддерживать два музея, которые призваны показывать публике самые блестящие произведения искусства из испанского наследия. К тому времени высокая художественная ценность живописи, ставшей идеальным отражением истории страны, уже пользовалась широкой известностью далеко за пределами Испании, а вот скульптура традиционно отодвигалась на задний план, поскольку была связана преимущественно с религиозной тематикой. Создание музея в Вальядолиде - это попытка взглянуть на испанскую скульптуру с более универсальной точки зрения, тем самым придав ей дополнительный импульс.

Уникальные полихромные скульптурные произведения представляют собой одну из особых ценностей испанской культуры, и в последние годы им стали уделять повышенное внимание. В средневековье традиция создания таких фигур была общей для всей Европы, однако именно на Пиренейском полуострове эту традицию не только бережно сохранили, но и продолжили в эпохи Ренессанса и барокко, поскольку полихромная техника прекрасно подходила для религиозных образов.

Развитие испанской скульптуры было многогранным и достигло удивительных высот. Для погребальных композиций и для украшения архитектурных сооружений (например, церковных фасадов) использовался камень. Однако главным материалом для испанских мастеров стало дерево: оно было доступнее и дешевле, а полихромная роспись позволяла создавать максимально приближенный к реальности образ.

В таких произведениях скульптура объединялась с живописью, причем обе составляли неотъемлемые звенья творческого процесса. роспись являлась не дополнением, а необходимым элементом, ведь именно она давала возможность достичь сходства с реальными фигурами. Надо заметить, что техника полихромной росписи применялась и на других поверхностях, например, свинце, терракоте и воске. Однако такие работы оказывались менее долговечными, а дерево лучше удерживало краску и поэтому в большей степени соответствовало требованиям заказчиков.

В Национальном музее скульптуры произведения, выполненные в этой технике, организованы в хронологической последовательности. Здесь представлены самые распространенные их типы, а также наиболее выдающиеся мастера и известные школы. Устремившись в испаноязычные страны Американского континента, это искусство достигло там вершин своего развития.

Самые ранние выставленные произведения являются типичными для традиционной средневековой скульптуры - это, например, образы распятого Христа и фигуры Девы Марии. Такие экспонаты помогают понять, как развивались художественные методы в полихромной скульптуре и каковы истоки этой дисциплины, без которой невозможно представить историю испанского искусства.

В эпоху позднего средневековья развитие скульптуры в Испании стало своеобразным притягательным моментом для мастеров, приезжавших из самых разных мест, особенно из Центральной и Северной Европы, что объяснялось тогдашними политическими связями кастильской короны. Однако в страну привозилось и множество произведений, созданных в других странах, например, небольшие, тщательно отделанные нидерландские ретабло, в которых со временем стало появляться все больше повествовательных деталей и сюжетов.

Стремительно растущий запрос на религиозную скульптуру привел к тому, что в Испанию приехало множество иностранцев. В общей сложности на испанской земле работало около 1500 скульпторов, среди которых можно особо выделить Родриго Алемана и Алехо де Ваия, возглавлявших собственные мастерские. В музее хранится также одна из самых значимых работ Алонсо Берругете, выдающегося деятеля испанского Возрождения. Это главное ретабло из монастыря Сан-Бенито-эль-Реаль, сделанное им по заказу монашеского ордена по возвращении из Италии в 1526 году. Грандиозное архитектурное сооружение, выполненное из дерева с полихромной росписью, включает в себя рельефы, круглую скульптуру и живопись на доске.

Авторская манера Берругете свидетельствует о его яркой и неординарной личности. В Италии ему довелось соприкоснуться с творчеством таких великих мастеров, как Микеланджело и Рафаэль, однако он предпочел оказаться в первых рядах тех, кто экспериментировал в стиле маньеризма с присущей этому художественному стилю особенной интерпретацией форм. Неуравновешенность, экспрессивная мощь, асимметрия и несоответствия сосуществуют в произведениях Берругете с античным наследием, которое цитируется здесь практически дословно, смешиваясь с субъективным взглядом истинного художника-новатора, сумевшего создать собственную, пользовавшуюся популярностью мастерскую и оставить значительный след в истории испанской скульптуры XVI века.

Рядом с этим ретабло хранятся работы других скульпторов, в том числе Хуана де Хуни - француза, осевшего в Испании, в творчестве которого со всей яркостью отразились бургундские традиции. Современник Берругете, он тем не менее придерживался иных взглядов на развитие испанской скульптуры. Творения де Хуни стали провозвестниками стиля барокко, свидетельствуя об обширном спектре художественных средств, которые сосуществовали в Испании XVI века.

В залах музея, где выставлены произведения и других мастеров, например, Пикарта, Анчьеты и Хордана, можно наглядно увидеть, как в скульптуре проявился дух испанского общества, в котором огромную роль играла католическая религия, особенно после Тридентского собора, когда Испания оказалась во главе Контрреформации. В те времена страна превратилась в оплот борьбы с протестантизмом, а скульптуре отводилась особенно важная роль. Скульптурные образы были более осязаемыми и более достоверными, чем изображения на картинах, а полихромная роспись усиливала такое впечатление.

Большой интерес представляют и ретабло с композициями различных типов. В одном из таких произведений, предназначавшемся для размещения бюстов-реликвариев из вальядолидского монастыря Сан-Диего, можно наблюдать сочетание архитектурных скульптурных элементов в виде дверей с живописными холстами и с собственно скульптурами с реликвиями. Кроме того, в музее хранятся крупные наборы литургической мебели, в которых орнаментальное оформление достигает поистине непревзойденных высот.

Однако, пожалуй, одной из самых представительных частей этой коллекции является собрание скульптур, предназначенных для религиозных шествий. Они совершенно уникальны и представляют собой легко узнаваемый символ испанской религиозности, связанных с ней обычаев и традиций. развитие этого жанра в начале XVII века привело к созданию едва ли не самых интересных произведений изобразительного искусства, связанных со своеобразием уличных зрелищ. Они представляли различные сцены Страстей Христовых и использовались во время уличных религиозных шествий для публичной проповеди основ христианского вероучения. Фигуры предстают здесь в легко узнаваемых сценах, ассоциирующихся с испанскими театральными постановками Золотого века, как если бы произведения искусства и литературы создавались в рамках единого проекта. И действительно, глубинную суть этих скульптур невозможно понять вне исторического контекста, включающего в себя творчество таких драматургов, как Кальдерон, Лопе де Вега и Тирсо де Молина. Сохранение таких предметов в музее имеет очень важное значение, ведь они являются живыми свидетелями особых проявлений религиозных чувств.

В музее выставлены скульптуры, принадлежащие к различным школам, существовавшим в Испании. Некоторые из этих школ обладают выдающимся значением и немалым своеобразием, например, андалузская или неаполитанская (напомним, Неаполь довольно длительное время принадлежал испанской короне).

В целом коллекция музея помогает посетителям во всей полноте представить себе всю самобытность нашей страны, в которой благодаря давним средиземноморским традициям скульптура играет поистине выдающуюся роль.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play