И БЕЛЫЙ СНЕГ, КАК ЧИСТЫЙ ЛИСТ БУМАГИ

Анна Дьяконицына

Номер журнала: 
#4 2015 (49)

Выставка Франциско Инфанте и Нонны Горюновой «Снежный меридиан»* в Третьяковской галерее на Крымском Валу размещалась в особой зоне спецпроектов, которая завершает анфиладу залов верхнего яруса постоянной экспозиции «Искусство ХХ века» и служит преддверием раздела новейших течений. Пограничное расположение этого пространства - между классикой и современностью, традицией и экспериментом - определяет контекст персонального показа творчества современных художников. Выбор Франциско Инфанте для участия в программе спецпроектов, которые Третьяковская галерея представляет в особом зале, не случаен. Нарушитель привычных правил и границ в искусстве, раскрывающий гармонию мироздания языком новых форм и технических средств, сегодня он - признанный классик. Испанец по крови, выросший и ныне живущий в Москве, Франциско Инфанте - один из тех, кто определяет своим творчеством искусство современной эпохи.

* Декабрь 2009–2010 г.

Выставка «Снежный меридиан», продолжавшая знакомство посетителей Третьяковской галереи с наиболее значимыми мастерами отечественного актуального искусства, носила характер ретроспективы, раскрытой в контексте одной темы. Экспозиция позволяла проследить, пожалуй, всю эволюцию артефакта как особой формы творческого выражения, соединяющей черты ассамбляжа, перформанса, инсталляции, но не принадлежащей в конечном счете ни к одному из этих видов искусства. Бесспорное авторство в создании такой новой формы, а затем и концептуальное ее осмысление принадлежит Франциско Инфанте. К своей идее артефакта он шел интуитивно - через практику спонтанных художественных действий в природной среде, которыми занимался вместе с женой и соавтором Нонной Горюновой в конце 1960-х годов. Часть их опытов фиксировалась на пленку и легла в основу серии «Супрематические игры» (1968), открывавшей выставку. В пространстве экспозиции были представлены также классические артефакты второй половины 1970-х годов: «Странствия квадрата» (1977) и «Очаги искривленного пространства» (1979). В этих произведениях Инфанте исследует тему зеркальных объектов, включенных в привычный пейзаж. Творческую эволюцию художника иллюстрируют работы из циклов следующих десятилетий: «Выстраивание знака, или Вывернутая перспектива» (1984-1986), «Деревенские впечатления» (1995), «Линии» (2003). Сфотографированная в горах Швейцарии в январе-феврале 2009 года серия «Альпийский снег» и впервые представленная на выставке «Снежный меридиан», продемонстрировала неисчерпаемость артефакта.

И все же структуру экспозиции определяла не хронология, а внутренняя логика сюжета, обозначенного в названии проекта. «Снежный меридиан» соединял работы разных лет, отобранные по определенному тематическому принципу. В каждой из них активным действующим началом был снег. По словам художника, этот проект дает зрителям возможность самой широкой интерпретации. Так, в сознании многих людей - иностранцев и наших соотечественников - снег воспринимается одним из символов России, явлением, связанным не только с природой, но и с областью культуры.

Снег, осмысленный в системе артефакта как художественный материал, обладает уникальной пластической выразительностью. Укрывая землю, он делает ее девственно чистой, подобной белому листу бумаги или плоскости загрунтованного холста. Яркие цветные объекты, созданные руками художника и особым образом размещенные на снегу, позволяют добиться по-настоящему живописных эффектов. Не случайно отдельные серии артефактов отсылают нас к наследию русского авангарда - супрематическим композициям Казимира Малевича или балансирующим на грани живописи и объекта работам Александра Родченко. При этом снежный наст, как и поверхность холста, обладает собственной фактурой - пористой и зернистой или гладкой и сверкающей. Его фактурное многообразие блестяще обыграно в разных сериях артефактов. Шероховатый, неровный подтаявший снег, каким он бывает обычно в начале весны, служит фоном в работах цикла «Супрематические игры» (1968). В ряде произведений из серий «Очаги искривленного пространства» (1979) и «Добавления» (1983) зеркальные объекты включены в зимние пейзажи с замерзшими водоемами, поверхность которых участвует в преображении реальности, отражая лучи солнца или размещенные на ней предметы.

Гармония белого на белом, рождающаяся из взаимодействия света и тени, матовых и блестящих материалов, виртуозно решена Инфанте в цикле работ «Против света» (2006). Часто в системе артефакта снег становится носителем скульптурного начала, из которого рождается форма («Белые сооружения», 1996; «Два света», 1998; «Структуры в снеге», 2004-2005).

Работы последних лет добавляют в характеристику белого новые краски за счет травы, проступающей из-под снега («Цветные конструкции», 2007). В кадрах из серии «Альпийский снег» (2009), сделанных в ненастную погоду, порывы ветра рождают снежное «сфумато», в котором растворяется пейзаж на дальнем плане.

Мотив кружащегося и падающего снега получил продолжение в видеопроекции, включенной в пространство экспозиции и напоминавшей об исключительной роли случая в процессе создания артефакта.

Умение поймать краткий миг, приближающий нас к вечности, найти ту единственную точку зрения, взгляд из которой приоткрывает тайну устройства мироздания, становится главным условием возможности появления артефакта. Одним из ключевых понятий здесь является уникальность.

Это качество определяет и решение экспозиции Франциско Инфанте и Нонны Горюновой в Третьяковской галерее.

Идея проекта «Снежный меридиан» концептуально оформилась еще в 2008 году, когда выставка с одноименным названием была показана в галерее Полины Лобачевской. Экспозиция на Крымском Валу, включавшая наряду с известными произведениями прежде не выставлявшиеся работы, была создана заново - специально для Третьяковской галереи. Она объединяла свыше 130 артефактов из 16 циклов. Работы, размеры которых варьируются в рамках семи модулей, были размещены на стенах в определенном геометрическом порядке, нарушавшем привычный в выставочной практике стереотип о едином уровне развески. Центральная часть зала предназначалась для размещения двусторонних артефактов, закреплявшихся с помощью вантовых конструкций вокруг экрана, на который проецировалось изображение падающего снега - мотив, задающий общую тему проекта.

Знаменательно, что открытие выставки «Снежный меридиан» состоялось одновременно с презентацией новой версии экспозиции новейших течений, в которой Франциско Инфанте был представлен одной из ключевых фигур современного искусства. По завершении проекта ряд новых артефактов и документальный материал об их съемке пополнили монографическую коллекцию работ художника в собрании Третьяковской галереи.

 

Соорганизаторами выставки в Третьяковской галерее стали AVC Charity Foundation и галерея Полины Лобачевской.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play