Лицо Британии

Марина Вейзи

Рубрика: 
МУЗЕИ МИРА
Номер журнала: 
#4 2012 (37)

Лондонская Национальная портретная галерея — старейшая подобная галерея в мире. Она была основана в 1856 году, а в ту эпоху доминировал интеллектуальный постулат, разделяемый большинством представителей XIX столетия: именно личности влияют на исторические события и управляют ими. Одним из главных сторонников проекта был ведущий историк того времени Томас Карлайл, который также являлся одним из первых членов Совета попечителей галереи.

В письме, датированном 1854 годом, Карлайл писал: «...во всех моих скромных исторических изысканиях одним из главных стремлений всегда было и есть желание выяснить, каков физический облик изучаемой персоны. ... Мне кажется, что портрет нередко оказывается более информативным, чем полдюжины биографий, а вернее сказать, я нахожу, что портрет — это зажженная свеча, при свете которой жизнеописания только и могут впервые быть прочитаны и по-человечески истолкованы...»

На протяжении большей части XIX века Британия была наиболее индустриально развитой и мощной державой мира, при этом ее политические деятели осознавали, какие волны нестабильности сотрясают континентальную Европу. Культурные события, особенно связанные с национальной историей и чувством национальной гордости, воспринимались позитивно — что отчасти было реакцией на французскую революцию и события 1848 года. Просвещенный патриотизм и чувство общности следовало всемерно поддерживать, в том числе средствами культуры (вспомним: во Франции Лувр был национализирован во время революции).

В XIX столетии по всей Европе и Северной Америке прокатилась волна создания новых музеев и галерей. В Британии в 1824 году была основана Национальная галерея. Музей Виктории и Альберта и Национальная портретная галерея появились в 1850-х годах, в те же годы состоялись Всемирная выставка 1851 года и выставка Сокровищ искусства в Манчестере в 1857 году. Были организованы многочисленные региональные, городские и муниципальные галереи, зачастую опирающиеся на частную благотворительность.

В случае с Национальной портретной галереей (НПГ) внимание к внешнему облику и частной истории жизни выдающихся личностей воспринималось, вероятно, как источник вдохновения для публики. (Такой способ национального самоутверждения британцев не был чем-то исключительным: Карлайл не ограничил свое поле деятельности Лондоном, но практически одновременно организовал Шотландскую национальную портретную галерею в Эдинбурге, тем самым заслужив себе славу «защитника национальных героев». Официально датой основания Шотдандской галереи считается 1882 год, однако специально выстроенное для нее здание появилось лишь в 1889 году, за 7 лет до переезда Лондонской портретной галереи в свое постоянное помещение.)

Национальные портретные галереи являются почти по определению наиболее «человечными» в ряду государственных собраний. На протяжении веков они в буквальном смысле воплощают историю нации через внешний облик ее выдающихся персон. Критерии же формирования таких собраний отличаются от большинства прочих публичных музеев и галерей: предмет изображения здесь столь же — а то и более — важен, чем автор произведения, а эстетические достоинства не обязательно превалируют. Парадоксальным образом это делает собрание еще более живым: среди авторов мы встречаем крупнейших художников национальной школы рядом с их не столь знаменитыми коллегами. Таким образом, урок оказывается двойным: не только информация о личностях в историческом контексте, но и понимание того, что есть хорошее искусство.

Итак, Лондонская НПГ, с одной стороны, служит удовлетворению нашего естественного любопытства к людям — это история, поданная почти как сплетни, а с другой стороны, дает возможность оценить развитие и изменение британской художественной школы (почти все художники — британцы, хотя есть и заметные исключения. Это иммигранты: немец Ганс Гольбейн младший в XVI веке, голландцы Антонис ван Дейк и Питер Лили в XVII веке и французский скульптор Луи Франсуа Рубильяк в XVIII веке — и таков еще не полный список). Более того, и сами портретируемые персонажи — вовсе не всегда британцы, что само по себе преподносит зрителю массу сюрпризов. К примеру, здесь немалое количество фотографий Мерилин Монро, которая снималась в Британии в фильме «Принц и танцовщица» вместе с Лоуренсом Оливье, и потому неоднократно попадала в кадр многим британским фотографам.

Выдающийся историк сэр Дэвид Кэннедайн, еще недавно занимавший пост председателя Совета попечителей НПГ, рассматривает галерею как «составную часть истории британской нации».

Аначиналась НПГ весьма скромно. Для ее создания потребовалось несколько лет лоббирования со стороны важной персоны — Филиппа Стэнхоупа, который хоть и носил титул виконта Маонского, но заседал первоначально в Палате общин (от партии тори), а уже затем, став 5-м графом Стэнхоупским, поднялся в Палату лордов. Будучи человеком образованным, он опубликовал биографию известного политического деятеля Уильяма Питта младшего. А будучи человеком упорным, Стэнхоуп сумел привлечь на свою сторону принца-консорта Альберта — весьма образованного супруга королевы Виктории, а также сэра Чарльза Истлейка, в то время одновременно директора Национальной галереи и президента Королевской академии искусств. Идея была представлена в Палате лордов в формулировке «целесообразность создания галереи портретов наиболее выдающихся персон британской истории».

Стэнхоуп стремился убедить нацию в необходимости учредить «галерею оригинальных портретов, представляющих по возможности лиц, занимающих наиболее почетное место в истории Британии как то: воители, государственные деятели, деятели искусства, литературы или науки». Через несколько месяцев Палата общин проголосовала за выделение 2 тысяч фунтов стерлингов на учреждение «Британской исторической портретной галереи», и казначейство гарантировало первую субсидию. Подобно всем национальным музеям, Национальная портретная галерея была с самого начала связана с государством, но пользовалась и частной благотворительностью. Так, самый первый попавший в нее портрет был даром одного из попечителей-основателей, лорда Элсмира (чья домашняя коллекция картин была открыта для публики), который предоставил галерее «чандосовский» портрет Уильяма Шекспира, ныне считающегося, пожалуй, величайшим из англичан. Практически все политические силы поддержали учреждение галереи: так в 1856 году будущий премьер-министр от либералов Уильям Глэдстоун, выразив одобрение щедрости Элсмира, поддержал Национальную портретную галерею «в ее миссии создания истории, а не просто коллекции живописи, что и должно быть основополагающим принципом учреждения галереи». Его главный соперник из партии тори Бенджамин Дизраэли озвучил свое одобрение этой идеи еще в 1852 году, позднее став попечителем галереи.

В настоящее время собрание галереи насчитывает примерно 175 тысяч портретов — это принцы и премьер-министры, священники и актеры, писатели и ученые, генералы и спортсмены. Разумеется, регулярно возникают дискуссии об уместности включения изображения той или иной персоны в состав национального собрания. Споры обусловлены еще и тем обстоятельством, что британские национальные музеи не могут продавать или иным способом отчуждать свои фонды, так что приобретения становятся необратимыми.

Примечательно, что первоначально оценка достижений той или иной персоны основывалась на довольно широких критериях, о чем гласило «первое правило» учредительных документов: при выборе портрета определенной персоны «нельзя считать наличие у нее ошибок и промахов, даже признанных всеми сторонами, достаточным основанием для исключения ценного в художественном отношении портрета из коллекции». Собрание пополнялось путем приобретений, получения в дар или по завещанию, а недавно НПГ развернула сбор средств для формирования целевого фонда как прочной базы для новых приобретений. Экономика, таким образом, «смешанная»: субсидии из государственного бюджета соединяются со все большей долей частной и корпоративной финансовой поддержки.

Число посетителей свидетельствует о растущей увлеченности жителей страны своей историей — наряду, впрочем, с нынешним интересом к лицезрению «селебритиз». Впрочем, если в XIX столетии знаменитыми оказывались персоны известные и заслуженные, то сегодня — и это новый вызов времени — таковыми могут оказаться персонажи фоторепортажей в глянцевых журналах типа «Хелло!». Вплоть до ХХ столетия НПГ пополнялась главным образом — за вычетом членов королевской семьи — портретами людей, уже ушедших из жизни, и в основном мужчин белой расы. Это были политики, государственные деятели, священнослужители, принадлежащие к устоявшимся конфессиям, представители вооруженных сил, известные писатели — в общей сложности несколько тысяч человек. Члены Совета попечителей не только принадлежали к аристократии, но и формировали своеобразные династии, включающие «сливки общества». Президент Королевской академии, например, автоматически входил в число попечителей.

В XIX столетии НПГ не раз переезжала. Какое-то время после открытия в 1856 году она обреталась в тесном георгианском здании в Вестминстере, потом переехала на время в «Альберто-полис» в Южном Кенсингтоне, оказавшись там, как кукушка в чужом гнезде, в музейном квартале, созданном принцем Альбертом после большого успеха Всемирной выставки 1851 года в Кенсингтонских садах. Далее НПГ переместилась на восток и провела несколько лет в одном из первых в мире блочных зданий в районе Бетнал Грин, куда были перемещены также старые бойлеры, стеклянная крыша и металлические опоры из музея Виктории и Альберта. Температура в помещении была то леденяще низкой, то слишком высокой. К тому же дорога в Ист-энд казалась образованному среднему классу почти непреодолимой, так что соображения социального плана, побудившие привнести искусство в Ист-энд и оставить там Национальную портретную галерею, утратили свою убедительность. (Сегодня в этом здании близ станции метро, располагается Музей детства — филиал Музея Виктории и Альберта. Так что у этой истории вполне счастливый конец.)

Крыша здания в Бетнал Грин протекала, некоторые картины оказались поврежденными, и в конце концов правительство предоставило Национальной портретной галерее участок неподалеку от Национальной галереи рядом с Трафальгарской площадью. Такое соседство привело к тому, что Джордж Скарф, назначенный при учреждении галереи секретарем попечительского совета, а в 1882 году занявший место первого директора НПГ, в своем обращении к архитекторам настаивал на «исключении каких бы то ни было конструктивных соединений с Национальной галереей» (позднее писатель Генри Джеймс с сарказмом заметит, что Национальная портретная галерея «это подобие турнюра на юбке Национальной галереи»).

В 1889 году филантроп Уильям Генри Александер предложил оплатить строительство нового здания. Проект архитектора Юэна Кристиана был выполнен в духе флорентийского Ренессанса, в оформлении фасада использовались мотивы Оратории Спирито Санто в Болонье. Изысканные портретные бюсты, исполненные молодым в то время скульптором Фредериком Томасом (после успешного исполнения столь внушительного заказа он уехал в провинцию, и более о нем ничего не было слышно), формируют декор над фасадом первого этажа. Непосредственно над входом установлены скульптуры основателей НПГ: историка Карлайла, 5-го графа Стэнхоупа и депутата парламента Томаса Маколея — первого барона Маколея, автора не только поэмы «Песни Древнего Рима» и других поэм на исторические сюжеты, которые обычно включались в школьную программу, но и «Истории Англии», которая неизменно переиздавалась на протяжении более полутора столетий. Среди портретных бюстов художников — Гольбейн, Рубильяр, Ван Дейк, Лили и Кнеллер (все иностранцы), а также Хогарт (его считают отцом английской живописи), Джошуа Рейнольдс — первый президент Королевской академии искусств (она была основана в 1768 году), Томас Лоуренс (позже также президент Королевской академии) и скульптор Фрэнсис Чантри.

Более позднее расширение галереи также финансировалось за счет филантропов: лорд Дувин, блестящий и чрезвычайно преуспевающий арт-дилер начала ХХ века, профинансировал строительство первого дополнительного крыла, открытого в 1933 году королем Георгом и королевой Марией. Строительство крыла Ондатье — его открытие состоялось в 2000 году — было оплачено частично за счет национальной лотереи «Наследие», а частично за счет частных пожертвований, и прежде всего самого бизнесмена Кристофера Ондатье.

Число посетителей галереи неизменно шло по нарастающей. В первые годы после ее открытия, в 50-х годах XIX столетия, их насчитывалось примерно 5 тысяч в год. В 1877 году их было 80 тысяч. К моменту открытия в апреле 1896 года нового здания — вероятно, не меньше 300 тысяч. В 1970-х годах около 250 тысяч человек посетили галерею всего за два месяца, чтобы увидеть новый портрет королевы Елизаветы II работы Пьетро Аннигони. В 1980 году число посетителей составило примерно 450 тысяч, а в 2012 году — около двух миллионов, и это абсолютный рекорд за всю историю галереи.

Собрание галереи охватывает шесть столетий изобразительного искусства в Британии. Живописный портрет, масляная живопись, миниатюра, рисунок — все это не играло в Британии существенной роли вплоть до начала XVI столетия. Тогда, да и в дальнейшем, многие из наиболее заметных художников были иностранцами, приезжающими в Британию в поисках заработка или бежавшими от волнений — и особенно от преследований по религиозным мотивам — в собственных странах. Портретируемыми же становились прежде всего монархи (к примеру, Генрих VIII и Елизавета I активно пользовались живописью в целях информирования населения и пропаганды), а также придворные, аристократы, фавориты двора, политические деятели, крупные землевладельцы — иными словами, элита общества. Имидж играл огромную роль уже тогда, и общенациональное представление о внешнем облике многих из них сформировалось именно на основе собрания Национальной портретной галереи — в качестве примера можно упомянуть графический портрет Генриха VIII работы Гольбейна младшего или «дарнлеевский» портрет королевы-девственницы Елизаветы I, дочери Генриха.

Эти художники сумели сделать успешную карьеру в Англии и обеспечить себе жизненный комфорт. Привычка заказывать собственные портреты распространилась при дворе: появился даже портрет поэта Джона Донна, мрачноватый и меланхоличный. В галерее можно увидеть и подлинные шедевры: взять хотя бы великолепный и трогательный в своей прямоте рубенсовский этюд маслом от 1629 года, изображающий Томаса Говарда, 14-го графа Арундельского (это был ведущий коллекционер произведений искусства в XVII веке и политик, имевший немалое влияние во властных кругах).

Художник и сам мог попасть в число избранных. Так, сэр Питер Лили имел огромный успех, и его не лишенный самодовольства автопортрет, исполненный около 1660 года, когда после Реставрации он стал ведущим художником при дворе Карла II, представляет собой живописное свидетельство остроты его видения и несомненной, хотя несколько меланхоличной самоуверенности. Есть тут и автопортрет 1685 года другого преуспевшего иммигранта из Германии, сэра Годфри Кнеллера. Впечатляющие завитые прически Лили и Кнеллера показывают, что в те времена мужская мода ни в чем не уступала по экстравагантности дамской. Исполненный Кнеллером портрет сэра Кристофера Рена (1711), гранда английской архитектуры и автора проекта собора святого Павла, — это чрезвычайно проницательное исследование преуспевшего в жизни человека.

Есть и более поздние замечательные автопортреты, как например, сэра Джошуа Рейнольдса в образе молодого человека с острым взглядом (1747); Уильяма Хогарта (1757) за работой в бархатной шапочке, прикрывающей лысину; скромного и дружелюбного Томаса Гейнсборо (1759), мрачноватого Джорджа Ромни (1784).

О богатстве британской культуры свидетельствуют портрет поэта Джона Китса, задумавшегося за чтением книги (1821-1823) — он был начат Джозефом Северином в год, когда поэт скончался в возрасте всего 26 лет, портрет архитектора Джона Соуна, чей дом на Линкольнс-Инн-Филдс ныне превращен в музей, а также работы Джона Джексона. На одном из исполненных Патриком Бренуэллом Бронте портретов трех его сестер Эмили, Шарлотты и Энн, был и четвертый образ — вероятно, изображение самого художника, стертое им. Картину нашли в сильно потрепанном состоянии в фамильном доме почти век спустя после создания, и в таком неотреставрированном виде она выставлена в музее и сегодня.

Список персон, попавших за шесть столетий в это собрание, поистине впечатляет. Тут и поэт Уильям Вордсворт (1842), написанный его другом художником Бенджамином Хейдоном. Или сделанная Робертом Хоулеттом классическая фотография знаменитейшего инженера Изамбарда Кингдома Брюнеля, позирующего на фоне цепей для спуска на воду «Грейт Истерн», самого большого парохода викторианской эпохи (1857). Поэт-лауреат лорд Теннисон сфотографирован в 1865 году дружившей с ним Джулией Маргарет Кэмерон, выдающимся фотографом-любителем. Портрет влиятельного дизайнера — а также политика левых взглядов — Уильяма Морриса написан в 1870 году Дж.Ф. Уоттсом. Премьер-министр Бенджамин Дизраэли (он также был один из членов Совета попечителей НПГ) изображен в 1881 году сэром Джоном Эвереттом Милле (допускалась и карикатура, нередко заимствованная из таких изданий, как "Vanity Fair", — так было в случае с Дизраэли).

Не менее внушительно представлено следующее столетие. Так, в 1902 году задумчивая красота молодой Вирджинии Вульф схвачена фотокамерой Чарльза Бересфорда. Люди, определявшие британскую политику и культуру, а также роль Англии в мире, изображены в стиле современных им художественных течений — например, абстрактный автопортрет Бена Николсона c Барбарой Хепуорт или портрет Т.С.Элиота, исполненный Патриком Хероном с элементами кубизма.

Век принес галерее новые вызовы. Само понятие жизненных достижений расширяется, и афоризм Энди Уорхола «каждый может получить свои 15 минут славы» становится почти пророческим и буквальным. Герои колонок сплетен в глянцевых журналах и телерепортажей слишком часто стараются прославиться лишь ради славы (в коллекции галереи есть в том числе шелкографии Уорхола с изображением королевы Елизаветы II). Понятие достижений, свойственное XIX столетию, подменяется известностью героев таблоидов. Так что задача XXI столетия — выявить достижения действительно значительные: отделить зерна от плевел. Впрочем, если почитать ежегодные отчеты и хроники галереи, там обнаружится немало изображений известных когда-то, но полностью забытых сегодня персон. Сегодняшняя же неразбериха представляет собой на самом деле поразительную и всеобъемлющую картину общества.

В годы после Второй мировой войны НПГ руководил ряд директоров, которые внесли большой вклад в преумножение ее коллекции и расширение критериев отбора произведений с учетом современных тенденций. Сэр Рой Стронг начал свою работу в галерее в 1959 году в качестве помощника хранителя (он вспоминает, что в то время галерею называли не иначе как «зловещим моргом»), а с 1967 по 1974 год занимал пост директора. Его важнейшей инициативой стала отмена положения «о десятилетнем сроке», в результате чего из уставных документов галереи было изъято положение, запрещавшее приобретение портретов ранее, чем спустя десять лет после смерти портретируемых. Он положил начало собранию кино- и фотодокументов (в 1972 году в галерее появился соответствующий отдел) как немаловажного вида изобразительного искусства и организовал серию незабываемых выставок, включая фотографии Сесил Битон и произведения «истинного лондонца» Сэмюэля Пеписа. Рой Стронг способствовал также частичному обновлению дизайна экспозиции — от тяжеловесного викторианского стиля к более современному и упорядоченному, а местами даже минималистскому. Сам Стронг оценил свои новации следующим образом: «Даже попытку покушения на традиционный уклад портретной галереи, мгновенно вызвавшую недовольство и уныние со стороны как эстетов, так и интеллектуалов, можно считать определенным достижением».

В 1990-х годах Чарльз Сомарез Смит руководил проектом масштабного расширения музея. Нынешний директор Сэнди Нэйрн, ранее работавший в галерее Тейт, занимается укреплением международных связей, организацией крупных выставок современных художников, таких как Герхард Рихтер, Дэвид Хокни, Люсьен Фрейд, а также организацией выставок произведений, объединенных политическими, социальными или экономическими темами. Нэйрн мечтает о превращении галереи в «музей для народа», в котором процесс познания шел бы рука об руку с развлечением, музейные коллекции и специальные выставки преподносились бы ярко и образно, а публика посещала бы не только популярные, но и узкоспециальные выставки. В планах на 2014 год — организация выставки видного фотографа Дэвида Бэйли, экспозиция «Великая война в портретах» и выставка, посвященная писательнице Вирджинии Вульф. В 2015 году планируется выставка портретов Джона Сингера Сарджента. Еще один международный проект планируется реализовать совместно с Третьяковской галереей: наряду с выставкой русского портрета, планируется исследовательская работа с подготовкой и изданием академических каталогов в печатной и в электронной форме.

Сегодня собрание галереи включает в себя изобразительное искусство всех видов: это живопись, графика, принты, скульптура, фотография, кино- и видеоматериалы. Мы можем считать портрет крайне традиционным жанром, однако НПГ стала поистине одним из пионеров показа портретируемых с использованием нетрадиционных материалов и стилистических решений. Благодаря этому собрание становится не только визуально интересным, но и даже провокативным, а иногда и спорным.

Саманта Тейлор Вуд сняла футболиста Дэвида Бэкхема отнюдь не в игре, а во время сна, причем виден только его обнаженный торс. Спортсмен отдыхает, а зритель ощущает себя до определенной степени вуайеристом. Ее фильм — цифровое видео на плазменном экране — длится целый час, и это несомненно остроумная перекличка с историей искусства: только вспомните, какое количество лежащих обнаженных женских фигур населяет картины западной традиции в живописи, от «Венеры» Веласкеса до «Олимпии» Мане. Авангардный художник Марк Куинн изобразил знаменитого генетика сэра Джона Эдварда Салстона в виде образца его ДНК в агаре в чашке из нержавеющей стали — эта работа была выполнена в 2001 году по заказу Национальной портретной галереи. (Рядом висит более традиционный фотографический портрет Салстона работы Куинна). Есть и автопортрет Куинна, выполненный его собственной кровью и экспонирующийся во избежание разрушения в постоянно охлаждаемой капсуле.

Олимпийский чемпион по плаванию Дункан Гудхью представлен в галерее целых пять раз: это четыре фотографии разных авторов и девятичастное видео (авторы — Марти Сент-Джеймс и Энн Уилсон, 1990), где в течение 20 минут в импрессионистском стиле фрагментарно демонстрируется тело спортсмена и бассейн, с целью передать напряженный процесс тренировки. Даже новые медиа нуждаются в тщательном сохранении и внимании: так, оригинальные видеопленки 1980 года оказались повреждены и недавно потребовали консервации и реставрации. Среди других заметных примеров обращения к новым медиа надо отметить исполненный Майклом Крейг-Мартином на закрепленном на стене жидкокристаллическом экране портрет архитектора иракского происхождения Захи Хадид (2008 г.). (Но технические новшества — дело не только недавнее. Так, еще в начале XVI века Уильям Скротс сделал анаморфический портрет Эдуарда VI, искаженный таким образом, что «правильное» видение возможно лишь под определенным углом зрения.)

После принятия в 1969 году решения о «допуске» в экспозицию портретов еще живущих лиц отбор произведений стал носить еще более демократический характер: так, работа, получающая первую премию на ежегодном конкурсе портрета (спонсором выступает компания Бритиш петролеум; состязание открытое, но для итоговой выставки экспертами отбирается лишь небольшая часть из тысяч представленных работ), считается заказом НПГ. В 2012 году на конкурс было представлено свыше 2 000 оригинальных живописных произведений, в финальной выставке участвовало 55 работ, и портрет, получивший первую премию, был приобретен галереей. Не менее интересна и история с международным конкурсом портретной фотографии, проводимым компанией «Тейлор Вессинг»: в 2012 году свыше 2 000 фотографов со всего мира — большинство, впрочем, из Европы и Британии — представили более 5000 работ (на финальную экспозицию было допущено 60). Здесь также одним из призов является приобретение в фонд НПГ.

Для галереи эти конкурсы — отличный способ пополнять свое собрание тщательно отобранными современными работами и с учетом технической экспансии цифровых технологий, и с сохранением таких традиционных техник, как живопись на холсте, рисунок или гравюра.

Не менее важны и исторические материалы: прошлой зимой с блеском прошла выставка «Исчезнувший принц: жизнь и смерть Генриха, принца Уэльского (1594—1612)», в основу которой было положено серьезное научное исследование. Образованный, умный и энергичный принц, так и не ставший королем, был представлен не только известными портретами работы Гольбейна младшего, Рубенса или миниатюристов Исаака Оливера и Николаса Хиллиарда, но и в книгах, рукописях, оружии и прочих артефактах эпохи.

Помимо хронологического представления материалов, на трех этажах галереи обычно проводится не менее двух десятков небольших тематических выставок. Так, зрителю представляется возможность одновременно посмотреть камерную выставку графических работ на бумаге с портретами ведущих современных писателей или экспозицию к столетию со дня смерти оригинального британского темнокожего композитора Сэмюэля Кольриджа-Тейлора, или групповые портреты немецкого фотографа Томаса Штрута (недавно фотографировавшего королеву) и фотографии, сделанные во время первых Олимпийских игр в Лондоне, прошедших более столетия назад в 1908 году (среди них — работы, сделанные страстным любителем фотографии парламентарием Бенджамином Стоуном, оставившим свыше 30 тысяч снимков).

У Национальной портретной галереи — большая программа книгоиздания: к тематическим выставкам готовятся каталоги, издаются серии небольших книг по любым темам — от художников-прерафаэлитов и их круга до поэтов-романтиков, чьи образы дополняются их же текстами. В нынешний цифровой век едва ли не важнейшим аспектом работы галереи — в особенности ориентированным на тех, кто не может посетить Лондон, — становится веб-сайт. На нем представлены изображения, биографии, а также каталог, который со временем охватит весь весьма внушительный фонд галереи. Достаточно нажать на кнопку — и вам доступна информация о сотнях и тысячах исторических лиц, от королей до олимпийских чемпионов, от киноактрис до феминисток, от поэтов до исследователей: одним словом, сведения о людях, сделавших Великобританию тем, чем она является сегодня.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play