Мастер анималистики

Надежда Трегуб

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#4 2008 (21)

Как художник я преклоняюсь перед животным миром - мощным проявлением красоты. <..>
Как биолог я признаю в животном собрата человека и преклоняюсь перед стихией животного - предшественника человека на Земле.
Как человек я не могу забыть огромной жертвенной роли животного в построении человеческой цивилизации.

В.А. Ватагин

125 лет со дня рождения Василия Алексеевича Ватагина (1884-1969) - прекрасный повод для того, чтобы более объемно представить его творчество. Спектр деятельности мастера был довольно широк: иллюстрирование книг, как научных, так и художественных, живопись, графика, скульптура, написание сочинений о животных для детей и об анималистике для взрослых, преподавание, оформление музейных пространств. Он создал галереи портретов деятелей науки и культуры, панно на темы зоологии, палеонтологии и зоогеографии. С 1908 года Ватагин постоянно сотрудничал с Дарвиновским музеем, в экспозиции которого представлено более 50 картин и скульптур художника. Можно сказать, что выставка его произведений проходит здесь каждый день. Однако в фондах хранится немало работ, еще не показанных широкому кругу зрителей.

Дарвиновский музей совместно с Третьяковской галерей подготовил две выставки, где демонстрируется более 150 произведений мастера. Многие посетители, которые знают Ватагина как скульптора, смогут увидеть его графику и масштабные живописные произведения.

Василий Алексеевич в 1907 году окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, получив ученую степень кандидата зоологических наук. Однако основным призванием его жизни стало искусство анималистики, и знание зоологии в этом художнику значительно помогало.

В 1907—1908 годах Ватагин трудился над серией акварелей с изображением животных. В нее вошли большие ватманские листы («Кенгуру рыжий», «Жираф», «Гуанако», «Лама», «Верблюд двугорбый» и другие), над которыми художник работал, собирая материал к «Зоогеографическому атласу» М.А. Мензбира в зоологических садах и музеях в Германии, Нидерландах, Бельгии, Франции, Великобритании, в Московском зоопарке. Даже изображая животных одного вида, художник для каждого зверя подбирал особенные средства выразительности.

В 1913—1914 годах Василий Алексеевич побывал на Цейлоне и в Индии. Из этого путешествия, обогатившего его впечатлениями на всю жизнь, художник привез 180 акварелей и рисунков тушью.

В 1919 году Ватагин преподавал в Москве в 1-х Государственных свободных художественных мастерских (бывшем Строгановском училище), сначала — на кафедре скульптуры, потом — литографии’. В тот период он работал над серией автолитографий «Индия»; подготовил два выпуска по 11 автолитографий. На одном из листов — «Сумерки» (1919) — изображены идущие вдоль реки друг за другом слоны и два погонщика. Темные силуэты животных и людей выделяются на фоне бликов воды, тень от деревьев играет в прятки с просветами неба. Слоны сами по себе завораживают зрителя, а атмосфера приближающейся ночи добавляет таинственности этой работе. Композиция с купающимся слоном перейдет в иллюстрации к «Маугли». Позже, в 1922 году, Ватагин выполнил 43 автолитографии и фототипии. В серию вошло 14 индийских пейзажей, изображений храмов, слонов, буйволов. Альбом «Индия. 14 автолитографий В. Ватагина» получил высокую профессиональную оценку.

Эмоциональное впечатление от поездки не могло реализоваться только в графических произведениях. В 1921 году Ватагин написал картину «Цейлон», где запечатлел идиллическую сцену: среди буйной растительности на стволе дерева возлежит дремлющий леопард, вокруг летают попугаи и другие тропические птицы. Охота — неотъемлемая часть жизни хищников, но когда все сыты, то в джунглях и звери, и птицы мирно сосуществуют друг с другом. Ватагин сделал акцент не на изображении отдельных видов животных, а на самой природе, воплотив в картине то буйство красок, которое видел в своем индийском путешествии. Здесь он не сковывает себя строгостью графических техник, а целиком отдается во власть цвета.

Порой в одной станковой работе сложно показать жизнь животных во всем ее разнообразии. В 1919—1920 годах Ватагин создал триптихи «Журавли» и «Бобры». Много лет спустя, в 1948 году он вновь обратился к теме бобров, написав картины «Бобровые хатки», «Строительство бобров», «Бобр за работой», в которых использовал только два цвета — умбру и зеленый. Затруднительно привести примеры посвященных животным триптихов, созданных другими авторами, это своего рода ноу-хау Ватагина.

Серия, выполненная в 1919 году, посвящена пестрым, ярко расцвеченным обитателям тропических лесов — попугаям. В нее вошли работы «Ара гиацинтовый и ара сине-желтый», «Аракрасный», «Ара гиацинтовый в работе. Различение цветовых сочетаний», «Какаду молуккский», «Ара красный в работе. Различение цветовых сочетаний». Во всех произведениях изображены экспериментальные попугаи известного российского зоопсихолога Н.Н. Ладыгиной-Котс. Птицы представлены в натуральную величину, композиция картин проста и ясна. Несмотря на то, что серия выполнена маслом, в ней пока еще преобладают графические качества. Художник работал цветом, обозначая оперение птиц и фон, но не решал собственно живописных задач — передачи световоздушной среды, игры оттенков и рефлексов. Позже живопись Ватагина становится мягче.

Ватагин — признанный мастер скульптуры. В 1908 году он выполнил одни из первых своих произведений — деревянный рельеф «Сидящий кондор» и «Обезьяну», а в 1909 году — «Моржей». Значительная коллекция созданной им деревянной скульптуры принадлежит Третьяковской галерее.

Хочется особо отметить деревянную скульптуру «Кенгуру» (1921, ГТГ). В этой работе применен особый прием: животное оборачивается и бросает взгляд назад, как бы проверяя, не угрожает ли ему опасность. Таким образом, скульптура приобретает действительно объемное звучание, у нее нет провальных зон, когда зритель может видеть только хвост или спину животного. «Кенгуру» — особая скульптура со множеством точек осмотра. Интересно, что послужило толчком к созданию подобной работы? Скульптор говорил, что порой материал сам диктовал изменения первоначального замысла. Возможно, эскиз не подразумевал подобного динамичного образа, и этот живой ракурс кенгуру продиктован пластическим изгибом дерева.

Ватагин оформлял множество детских книг (произведения Э. Сетона-Томпсона, Дж. Лондона, В.В. Бианки), став практически классиком книжной иллюстрации, но пожалуй, наибольшую известность ему принесла работа над книгой «Маугли» Джозефа Редьярда Киплинга, которая началась в 1922-м и продолжалась вплоть до 1950-х годов. Художник выполнил около 200 рисунков, к которым многократно возвращался.

В 1922 году вышла в свет книга с сотней иллюстраций. В издании 1934 года на разворотах размещено по три-четыре небольших рисунка, отражающих развитие сюжета. В книге, выпущенной в 1965 году, от подобной кинораскадровки отказались. Иллюстраций в ней меньше, но они более проработаны, выразительны, закончены. Рисунки выполнены тушью, карандашом, в технике автолитографии. Напряженное сочетание черного и белого цветов передает ощущение наполненной опасностями жизни дикой природы («Маугли научился прыгать с ветки на ветку»; «Стадо уже не могло остановиться»; «Хатхи шагнул вперед — и было видно, что он и есть хозяин джунглей»). Художник также уделил большое внимание особенностям индийской жизни. Можно насчитать 12 переизданий книги с иллюстрациями Ватагина, значит, его рисунки полюбились читателям, как и сказки Киплинга.

После поездки в 1926 году в Берлинский зоопарк Ватагин активно работал над изображениями обезьян, создал многочисленные рисунки и скульптуры. В рисунках у орангутангов, павианов, шимпанзе и горилл больше деталей, чем в скульптурных работах. Художник прорисовывает подробности их мимики (вытянутые губы, круглые выразительные глаза), а также особенности фигур (цепкие лапы, извивающиеся хвосты, гибкие тела). В скульптуре, в первую очередь деревянной, он вынужден работать массами («Голова оранга», 1927; «Группа обезьян», 1939; «Шимпанзе», 1930-е; «Печальная обезьяна», 1964; все — из собрания Третьяковской галереи). Именно сидящее животное, когда лапы и туловище образуют силуэт без просветов, выбирает в дереве Ватагин. А ведь обезьяны очень подвижны; динамичные образы им более свойственны, нежели задумчивосозерцательные. В связи с этим стоит обратить внимание на глиняную и гипсовую скульптуру из собрания Дарвиновского музея. В фонды естественнонаучного музея попали работы, выполненные именно из гипса. Порой можно услышать о пренебрежительном отношении к произведениям такого рода; считается, что деревянная скульптура более выразительна. Невозможно однозначно согласиться с таким мнением. Глиняная и гипсовая скульптура в силу особенностей материала имеет иные средства выразительности. Здесь художнику легче передать движение и детали. В гипсе выполнены «Шимпанзе стоя», «Орангутан старый на ходу» (оба — 1927), «Орангутан стоя» и весьма интересный «Орангутан молодой сидя» (оба - 1929).

В 1931 году Ватагин написал несколько картин с изображением райских птиц - обитателей влажных тропических лесов, невероятно разнообразных по форме и окраске оперения. Композиция картин динамична. Несколько самцов с раскрытыми клювами распушили свои персиковые и голубые хвосты и крылья, и не сразу разглядишь неприметную самочку, ради которой устроено это представление. Самцы исполняют брачные танцы и буквально висят на ветках вверх лапками, чтобы привлечь к себе внимание. В зависимости от задачи художник изменил манеру письма: в отличие от использования больших плоскостей при изображении крупных животных, райских птичек Ватагин пишет мелкими мазками, более четко прорабатывая детали.

Одна картина не может рассказать обо всех повадках зверей. В сериях мастер создавал эпические повествования о жизни животных. В 1932 году исполнен «медвежий» цикл, написанный маслом на фанере: медведь в поисках меда; медведь задрал лося; медведь в овсе; медведь на грушевом дереве; медведь, разоряющий муравейник; медведица с медвежатами за рыбной ловлей. Познакомиться с образом жизни дикого зверя при помощи живописных произведений гораздо безопаснее, чем в естественной среде обитания. Признаемся, что он имеет мало общего с жизнелюбивым мишкой из русских народных сказок.

В 1934 году художник работал над серией, посвященной семейству кошачьих. Художественное собрание Дарвиновского музея пополнилось картинами «Амурский тигр», «Тигр персидский», «Тигр суматрский». Необычный по окраске персидский тигр — светлого, близкого к песочному цвета, с тонкими коричневыми полосками — запечатлен притаившимся у воды среди камней и песка. На картине «Амурский тигр» изображены два зверя снежной зимой. Тигр на первом плане довольно массивен, ничто не ускользнет от внимательного взгляда его желтых глаз. На дальнем плане, возможно, его подруга (брачный сезон этих хищных кошек приходится на зимний период).

В трогательной семейной сцене «Диморфизм у леопардов» (1934) художник применил табличный прием, который использовал в оформлении «Зоогеографического атласа». На картине только одно животное — черная пантера — написано в спокойной позе, а леопард и четверо детенышей переданы в прыжке. Четыре котенка — четыре «прыгающих» ракурса. Безусловно, такие динамичные положения могут быть только в живописи; скульптура требует опоры, а значит, подобные «летящие» позы практически исключены. Пятнистый окрас животных повлиял на общий замысел картины: пятнами света и тени решена песчаная почва, пятнами светлой и темной зелени переданы листья деревьев. Мелкие пятна уравновешиваются крупными, и композиция приобретает цельность.

В 1937 году Ватагин создал скульптуру «Сивуч», а в 1938-м работал над живописной серией, посвященной морским обитателям. Он написал белуху, кита-касатку, кита-полосатика в темных водах северных морей, веселую стайку дельфинов в лазурных южных морских просторах, где вода светится отблесками солнца, дюгоня — водное млекопитающее, похожее на ламантина. Картины эти отличаются и по изображению животных, и по передаче водной стихии.

Ватагину было интересно решать большие пространственные задачи. В монументальном полотне «Слоны в индийских джунглях» (1941) переданы стихия джунглей и мощь огромных животных. Эту тему продолжают «Слон в саваннах», «Слоны на водопое».

С живописной точки зрения очень красива работа «Диморфизм у кречетов» (1934), на которой птицы с белым оперением выделяются на фоне темных собратьев. Пастели с кречетами художник выполнял еще в 1902—1906 годах. Иллюстрации с их изображением Ватагин готовил и для книги выдающегося отечественного зоолога ГП. Дементьева «Сокола-кречеты».

В 1946 году созданы картины «Леопард китайский», «Леопард персидский» и «Леопард индийский», а также живописный триптих «Пума канадская», «Пума в пампасах Патагонии», «Пума в джунглях», на котором запечатлено удивительное животное, обитающее и в жарких степях, и в снежных горах. По подготовительным рисункам из фондов музея видно, что Ватагин задумывал триптих цельно, сразу решал композиционно все три картины.

В 1960 году появились картины «Попугаи ара сине-желтые», «Попугаи ара красные», «Попугаи ара гиацинтовые». Своеобразный триптих написан на больших холстах, в нем не осталось и следа от жесткой графической манеры, в которой написана ранняя серия с экспериментальными попугаями. Это произведения зрелого мастера, подлинного живописца.

Живописная манера Ватагина сложилась довольно рано. Ее особенность — тонкое письмо, отчасти такая форма работы напоминает фреску. Если присмотреться, под слоями масляной живописи можно увидеть предварительный рисунок карандашом. Прозрачное письмо оставляет впечатление, что картины создавались легко, за короткий промежуток времени. Действительно, художник писал быстро, отчасти в силу того, что постоянно был обременен большим объемом работы, но, главным образом, благодаря тому, что был максимально собран и сосредоточен. Ему помогал скульптурный опыт держать образ в голове и выделять главное.

Мастер четко разделял задачи научной иллюстрации, художественной иллюстрации и живописного произведения. В первом случае он предельно ясно прорисовывал все особенности строения зверей и птиц, окружающий ландшафт, аккуратно прорабатывал всю поверхность листа. В художественной иллюстрации действовал иначе. В иллюстрациях к «Маугли» Ватагин выделяет главных героев, легко намечая остальных обитателей джунглей, природа здесь отходит на второй план. В станковых живописных полотнах манера письма снова меняется. Создавая художественный образ, Ватагин пишет крупными поверхностями, широкими мазками. Перед нами то дотошный педант, то лихой мастер кисти. Эти особенности рождались не спонтанно, а в результате четкого понимания того, что каждый вид изобразительного искусства имеет свои задачи, которым художник следовал неукоснительно.

Творчество Василия Алексеевича Ватагина пришлось на сложный исторический период (две войны, революция), но признаем, что его жизнь в искусстве сложилась удачно. Время революционного переустройства трагически отразилось на судьбах многих художников. Те из них, кто не смог реализовать себя в новых политических условиях, вынуждены были покинуть Родину. Избрав темой жизнь животных, Ватагин максимально удалился от конъюнктурных политических заказов. Возможно, работа в Дарвиновском музее поставила художника в разряд простого исполнителя идей А.Ф. Котса (основателя музея, ставшего на всю жизнь другом Ватагина), но в то же время она позволила ему работать масштабно, создавать монументальные скульптуры и картины. Ватагин трудился напряженно, сам рубил из дерева, создал сотни набросков, огромные полотна. В это трудно поверить, но его реалистическая живопись не сразу получила признание. В первую очередь общественность оценила его как скульптора. Хотя и скульптура, и живопись — равноценные грани таланта мастера. Порой кажется, что Ватагин нарисовал, написал, изваял всех животных, и не осталось тем для других авторов. Напротив, его искусство вдохновило многих молодых художников посвятить себя анималистике.

Надеемся, что выставки, открывшиеся в Третьяковской галерее и в Дарвиновском музее, помогут зрителям расширить представление о выдающемся художнике, познакомив с разными гранями его творчества.

Иллюстрации

В.А. Ватагин. 1960-е
В.А. Ватагин. 1960-е
Фотография из архива семьи В.А. Ватагина
Пингвин с птенцом. 1960
Пингвин с птенцом. 1960
Дерево тонированное. Высота 43. ГТГ
В.А.Ватагин. 1968
В.А.Ватагин. 1968
Фотография из архива семьи В.А.Ватагина
Моржи. 1909
Моржи. 1909
Композиция. Дерево тонированное, кость. Высота 33. ГТГ
Женщина народности нивхи. 1930
Женщина народности нивхи. 1930
Фигура сидящая. Дерево. Высота 74. ГТГ
Рисунки к книге Р. Киплинга «Маугли». 1922–1926
Рисунки к книге Р. Киплинга «Маугли». 1922–1926
Из архива семьи В.А.Ватагина
Красный слон. 1915
Красный слон. 1915
Дерево крашеное. Высота 30. Тарусская картинная галерея
Диморфизм у лемуров. 1934
Диморфизм у лемуров. 1934
Фанера, масло. 165 × 109. ГДМ
Леопард китайский. 1946
Леопард китайский. 1946
Фанера, масло. 152 × 152. ГДМ
Обезьяна на капители. 1959
Обезьяна на капители. 1959
Дерево тонированное. Высота 77. ГТГ

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play