«Рисуй глазами!»

Виктор Чижиков

Рубрика: 
ХУДОЖНИК О ХУДОЖНИКЕ
Номер журнала: 
#3 2007 (16)

Судьба свела меня с Константином Михайловичем Кузгиновым в начале 60-х годов прошлого века. Встретились мы в доме нашего общего знакомого художника Игоря Грюнталя. Представляя мне Костю, Грюнталь сказал: «А вот автор знаменитой фестивальной ромашки...» Я стал с интересом разглядывать художника, создавшего популярный символ недавно прошедшего фестиваля молодежи. Внешне Костя напоминал Кирилла Столярова, популярного киноактера, правда, был меньше ростом. Он производил впечатление очень спортивного и стремительного человека.

Константин Кузгинов. Фотография. 1946
Константин Кузгинов. Фотография. 1946

Константин Михайлович родился 22 декабря 1913 года под Саранском в семье сельского учителя, преподавателя русского языка Михаила Васильевича Кузгинова, после смерти которого семья переехала в Москву.

К началу Великой Отечественной войны за его плечами остаются ФЗУ завод, затем изостудия Клуба им. С.М. Зуева, курсы подготовки в вуз при комбинате им. С.В. Малютина, а также МХУ памяти 1905 года.

В 1941 году он уходит в армию. Имея первый разряд по классической борьбе, направляется на спортивный факультет Института им. И.В. Сталина, работает преподавателем физподготовки в Арзамасском пулеметно-минометном училище. С войсками 2-го Белорусского фронта доходит до польского города Штетина и в 1945 году в звании лейтенанта возвращается к мирной жизни.

В первые послевоенные и последующие годы он активно сотрудничает со многими издательствами Москвы. Вступает в Московский союз художников. С 1948 года Кузгинов работает во Всесоюзной торговой палате, пишет ряд панно для международных выставок в Германии, Франции, Италии, Финляндии, Индии. Он создает плакаты, шесть из которых отправляются на фестивали молодежи и студентов в Берлин и Бухарест, делает проспекты, каталоги, сотрудничает с журналами «Знание - сила», «Мурзилка» и др.

Константин Кузгинов. Фотография. 1985
Константин Кузгинов. Фотография. 1985

В преддверии Всемирного фестиваля молодежи и студентов, прошедшего в 1957 году в Москве, им была выполнена эмблема этого праздника, которую все назвали «фестивальная ромашка». Она была утверждена Венским конгрессом Всемирной федерации демократической молодежи на все последующие форумы. В 1958 году Константина Михайловича избирают депутатом Свердловского райсовета г. Москвы.

Сейчас дело Константина Михайловича продолжает его дочь Любовь Константиновна Ажаева-Борисова, замечательный художник, характером очень похожая на отца.

Костя много рисовал с натуры. В метро, парках, в гуще народа и на безлюдье, когда уезжал на свою любимую рыбалку. Без альбомчика в кармане он на улицу не выходил. Одна из его учениц вспоминает: «Когда я забыла рисовальные принадлежности дома, Константин Михайлович сказал: "Рисуй глазами! Пройди взором тот путь, который ты бы прошла кистью, тогда, приехав домой, ты легко воспроизведешь этот пейзаж”».

Мне необыкновенно нравится подход Кузгинова к работе с натуры, будь то пейзаж, натюрморт или портрет. Сразу видно, что это работа смелого, уверенного в себе мастера, что он не гость на этом листе бумаги, а абсолютный хозяин. Изображение натуры всецело подчиняется руке художника. Такое ощущение может возникнуть только в том случае, когда автор прекрасно владеет рисунком и, как пишет искусствовед Вильям Мейланд, «обладает «талантом созерцания», которым в полной мере обладали лучшие российские пейзажисты XIX-XX веков от Ф. Васильева, А. Саврасова, И. Левитана, В. Серова и вплоть до выдающихся мастеров более позднего времени - С. Герасимов, Н. Крымов и т.д.». Большинство работ Константина Михайловича написаны в сложной технике гуаши, прозрачность которых не уступает акварели. Искусство Кузгинова импонирует своей незамученностью и непосредственностью. Это относится и к портретам литовских рыбаков, и к пейзажным работам, и к замечательным детским образам.

География написанных Костей произведений удивительно обширна - это Прибалтика, Кольский полуостров, Украина, Татарстан и, конечно же, любимое Подмосковье.

Глядя на пейзажи Константина Михайловича, мне кажется, что, вернувшись с войны, он с удовольствием погрузился в мирную жизнь, почувствовав запах Родины, ее полей, лесов и рек. Это «упоение Родиной» ощущается во всех работах Кузгинова, ощущается и время их создания, что уже само по себе необыкновенно ценно.

В поездках, как вспоминает его младшая дочь, которую он при первой возможности брал с собой, и утро, и вечер художник посвящал этюдам. То, что он не успевал запечатлеть на холсте или бумаге, записывалось как образное ощущение в блокнот.

Однако вернемся к эмблеме фестиваля, которая стала изображением историческим, известным всему миру. Сейчас, отмечая юбилей Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, трудно объяснить современным молодым людям его огромное значение для 50-х годов прошлого века. То был мощный прорыв в другой, разноликий мир. И мне необыкновенно приятно, что этому в большой степени способствовал милый моему сердцу человек, замечательный художник Константин Михайлович Кузгинов.

Иллюстрации

Москва. 1940
Москва. 1940
Бумага, акварель, белила. 15×22
Порmреm девочки. 1940
Порmреm девочки. 1940
Бумага, акварель. 26×19,5
Черемуха. 1954
Черемуха. 1954
Гуашь, бумага. 49×50
Маки. 1954
Маки. 1954
Бумага, гуашь. 59×41
Деревенский дворик. 1959
Деревенский дворик. 1959
Бумага, гуашь. 42×32
Хаmка. 1940
Хаmка. 1940
Бумага, акварель. 22×15
Домик у реки. 1959
Домик у реки. 1959
Бумага, гуашь. 29×40
Сmарые баркасы. Лиmва. 1958
Сmарые баркасы. Лиmва. 1958
Бумага, гуашь. 31×42,5
Лиmовский рыбак 2. 1958
Лиmовский рыбак 2. 1958
Из серии «Литовские рыбаки». Бумага, акварель. 40×30
Оригинал эмблемы «Ромашка». 1957
Оригинал эмблемы «Ромашка». 1957

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play