Современное портретное искусство США. Конкурс портрета имени Вирджинии Аутвин Бушевер в Национальной портретной галерее Смитсоновского института

Дороти Мосс

Рубрика: 
ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Номер журнала: 
#2 2014 (43)

«В процессе проекции и интроекции образа человеческое тело приобретает абстрактную "форму" - некую абстрактную совокупность, по которой мы узнаем его... Мы постоянно проецируем тело на реальность в надежде, что образ вернется к нам, отобразившись на другом теле, на зеркале, на животном, на механизме - и на художественном образе»1.

Сьюзен Стюарт

СМЕШЕНИЕ КУЛЬТУР... ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ... КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ... НОВАТОРСТВО... ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ... ДОСТУПНОСТЬ... СООБЩЕСТВО... - ВОТ НЕКОТОРЫЕ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОНЦЕПЦИЙ И ПРОБЛЕМ, КОТОРЫЕ НЕ ТОЛЬКО ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ НОВЫХ НАЧИНАНИЙ СМИТСОНОВСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОРТРЕТНОЙ ГАЛЕРЕИ, НО И ЯВЛЯЮТСЯ ВАЖНОЙ ЧАСТЬЮ БОЛЕЕ ШИРОКОГО ОБСУЖДЕНИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И СЕГОДНЯШНЕЙ РОЛИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ.

Так, в недавно опубликованном специальном обозрении в журнале «Экономист» (The Economist) роль музеев уподобляется скорее общественному центру, а не храму культуры:

«Безусловно, что музеи продолжают быть выставочным пространством для коллекций произведений культуры и хранилищем знаний, однако сегодня они становятся еще и ареной общественных дискуссий. Прошли те времена, когда посетители испытывали лишь благоговейный трепет, придя в музей; сегодня здесь получают знания и вступают в дебаты, как если бы это были университеты или художественные училища. Сэр Николас Серота, директор галерей Тейт в Великобритании, так определил суть современного музея: это "форум наравне с сокровищницей"».2

Конкурс портретного искусства имени Вирджинии Аутвин Бушевер, одна из знаковых периодических выставок Национальной портретной галереи, каждый третий год оживляет залы музея, побуждает к дискуссиям и спорам о современном искусстве и привлекает внимание к новым направлениям в жанре портрета, использующим самые разные изобразительные средства. Кроме того, проведение конкурса является наглядной иллюстрацией того, насколько важна для музея работа с художниками в плане содействия развитию современного искусства. Один из ключевых вопросов, на которые стремится ответить конкурс, принципиально важен для достижения главной цели музея: что представляет собой портретное искусство в наш век глобализации и господства информационных технологий? В отличие от других выставок, проводимых Национальной портретной галереей, которые рассматривают одну или несколько ключевых исторических тем, данные конкурс и выставка привлекают внимание посетителей музея к вопросам взаимопроникновения культур и восприятия культуры через творческие поиски художника. Подобно тому, как сегодня глобализация влияет на деятельность музеев, деятельность музеев влияет на национальное самосознание, а конкурс портрета является частью этого крупномасштабного диалога. В центре внимания музея -изобразительное искусство, история и жизнеописания, поэтому сегодняшняя выставка соответствует его задачам на нескольких уровнях. Вот как об этом написал в своем вступительном слове к каталогу выставки искусствовед Питер Франк, один из членов жюри конкурса:

«Полагаю, что многообразие вынужденно ограниченного количества отобранных нами произведений отражает разнообразие всех поданных на конкурс работ; в то же время оно отражает многообразие американского искусства и широту выразительных средств, доступных сегодня в нашем обществе. Мы всегда были обществом, объединявшим в себе многочисленные культуры и практически основанным на принципе смешения творческих стилей. Я думаю, что выставка является демонстрацией этого принципа, и не потому, что мы к этому стремились, а потому, что это отражает ее сущность»3.

Конкурс и выставка дают нам возможность взглянуть на многообразие и размах, с которыми работающие в Америке художники (они не всегда являются гражданами США) подходят к вопросам самосознания на общенациональном уровне. На конкурс принимаются работы, созданные с использованием любых выразительных средств. Результат поражает воображение, и на эту выставку, одну из самых популярных в Национальной портретной галерее, приходят многочисленные посетители, среди которых есть и те, кто обычно не тяготеет к современному искусству.

Эта экспозиция стала третьей по счету в серии выставок, посвященных современному портрету. Национальная портретная галерея объявила открытый для всех проживающих в США художников конкурс произведений искусства, представляющих собой изображение человека, которого художник знал бы лично, причем это мог быть как случайный, так и давно и хорошо знакомый художнику человек. На конкурс было представлено более трех тысяч произведений из всех штатов, и жюри, состоявшее из специалистов по искусству, выбрало из них сорок восемь работ, выполненных различными изобразительными средствами. В состав жюри конкурса 2013 года вошли: Брэндон Брейм Форчун, главный куратор Национальной портретной галереи; Питер Франк, писатель, куратор и критик из Лос-Анджелеса; Хан Лю, художник и преподаватель; Ричард Дж. Пауэлл, профессор, преподаватель теории и истории искусств (фонд Джона Спенсера Бассетта), а также африканских и афро-американских исследований в университете города Дарем, штат Северная Каролина; Уэнди Уик Ривз, исполняющая обязанности директора Национальной портретной галереи в Вашингтоне, округ Колумбия; Алек Сот, художник из Миннеаполиса, штат Миннесота.

Неудивительно, что наиболее концептуальные и абстрактные работы вызвали самый сильный отклик как среди членов жюри, так и среди посетителей нашего музея; особенно это было справедливо в отношении тех портретов, где был тот элемент неожиданности, присутствие которого раздвигает или ставит под вопрос сами границы жанра. Пробуждающее в зрителе сильные эмоции видео Бо Геринга – портрет Джессики Уикхам, чья работа связана с обработкой древесины, - получило первый приз конкурса. А когда посетители выставки сопереживают и разделяют свои эмоции с другими, в залах музея создается обостренное чувство принадлежности к общему, к некоему сообществу, и на этой основе возникает возможность дискуссии о природе субъективного.

Художественный метод Бо Геринга заключается в использовании видеокамеры, которая «сканирует» тело человека на столь интимно близком расстоянии, что нашему взгляду открывается движение, которое мы никогда не смогли бы увидеть невооруженным глазом. Видео сопровождается музыкой, выбранной человеком на портрете. Этот метод позволяет художнику уловить динамику эмоциональной реакции слушающего музыку. На видеопортрете Джессики Уикхам, которая выбрала «Cantus памяти Бенджамина Бриттена» Арво Пярта, зрители не видят ее лица на протяжении почти пяти минут с начала показа, однако смотрят как завороженные на будто бы нескончаемые, как шоссе, складки ее вельветовых брюк; на стелющееся лимонно-зеленое поле ее запачканной стеганой куртки; на пыльную темно-лиловую водолазку, мягко поднимающуюся и опускающуюся в такт ее дыханию и биению сердца. То, что испытывает зритель во время просмотра, сродни ощущению полета над ландшафтом из ткани, человеческой кожи и волос. «Выбитый из колеи» зритель оказывается вовлеченным в «треугольник» эмоционального диалога между ним самим, художником и изображенным им человеком, объединенными в то небольшое сообщество, которое становится неотъемлемой частью как данного портрета, так и портретного жанра в целом.

Сам художник оценивает свою работу с видео как продолжение традиции фотографических портретов Августа Зандера и Ричарда Аведона с добавлением элементов звука и движения; кроме того, он считает портреты историческими документами, связанными с представлениями XIX века о способности фотографии запечатлеть движения человеческой души. Другими словами, фотографический портрет обладает способностью делать невидимое видимым. Портреты Геринга также сродни новаторской современной скульптуре, особенно работам берлинского художника Карин Зандер, которая создает миниатюрные портреты, основанные на изображениях, полученных при компьютерной томографии. Вот что она пишет о своих работах:

«...произведение искусства должно открывать зрителю что-то новое, одновременно оставаясь загадочным. Оно должно быть больше, чем сумма составляющих его частей, и указывать на что-то, что раньше оставалось незримым. Другими словами, зритель получает возможность увидеть то, что всегда присутствовало, но оставалось скрытым, не доступным восприятию»4.

Накал, свойственный художественному методу Бо Геринга, контрастирует с кажущейся легкомысленностью рисованного акварелью мультфильма Дженнифер Левоньян «Йогурт из молока бизона», занявшего второе место в конкурсе. В фильме художница рассказывает о том, как с ее другом музыкантом Кори Фогалом случается нечто вроде нервного срыва в магазине органических продуктов. Эта блестящая работа впечатляет не только мастерским владением таким сложным материалом, как акварель, но и великолепным художественным воспроизведением противоречивости повседневной жизни. Дженнифер Левоньян находит простые слова для описания своего трудоемкого творческого процесса: «Для каждого фильма я делаю десятки акварельных фонов, вырезок и фигурок. Затем я использую покадровую съемку для создания анимации. Я также делаю снимки цифровым фотоаппаратом и редактирую их с использованием программы Final Cut»5. Работы Дженнифер Левоньян представляют собой нечто среднее между видео Вильяма Кентриджа и живописью Пьера Бонната. Чутье художника и умение дать картину общепринятых норм поведения, «зафиксировав» в кадре сегодняшний исторический момент, мастерски выражены в каждой акварельной фигурке Дженнифер Левоньян.

Совсем по-другому выражает в скульптуре из дерева «нестабильность и неопределенность» повседневности Секвойя Аоно, получивший третье место в конкурсе за сдержанный, глубокий и тонко выполненный скульптурный автопортрет в полный рост. Аоно недавно переехал из Токио в Нью-Йорк, и его подход к жанру автопортрета подобен духовному странствию; он черпает вдохновение в древних образах христианства и буддизма. Аоно постоянно стремится к пониманию того, что объединяет людей разных культур: «Мне кажется, что наша человеческая сущность создается из невидимого пространства, обволакивающего каждого из нас и наши чувства - милосердие, любовь, ревность, ненависть... Я стараюсь выразить ощущение этого пространства, вырезая из дерева самого себя»6. Работа Аоно отсылает зрителя к творчеству немецкого скульптора Стефана Балкенхола, который молотком и резцом выдалбливает скульптуру из ствола дерева, оставляя следы резца. Балкенхол стремится лишить свои образы повествовательности и дать зрителю возможность проецировать самого себя на созданный образ. Сходство становится понятным из того, как Аоно описывает свой творческий процесс: «Для того чтобы стали понятными обстоятельства моей жизни, окружающий мир и я сам, каков я есть сегодня, мне необходимо вырезать скульптуры из дерева. Я думаю, что это именно тот способ творческого выражения, который позволяет мне быть самим собой, жить полной жизнью, доказать сам факт моего существования»7. Доказав факт своего существования, художник подтверждает и факт существования нас как зрителей.

Специалист по истории искусств Марша Пойнтон недавно сделала следующий вывод: «Автопортрет... вернулся, если можно так выразиться, "с черного хода" - во-первых, в силу вопроса о субъективности, а также формирования и отражения индивидуальности, во-вторых, на основании визуальных и вербальных символов»8. Подтверждением является не только сила эмоционального воздействия автопортрета работы Аоно, но и само количество и разнообразие автопортретов, представленных на выставке. «Спасательный плот» работы Кейти О'Хаган - пример живописного портрета, где руки и глаза художницы становятся яркими визуальными и вербальными символами, они в буквальном и переносном смысле защищают и спасают ее. Увидев себя во сне рисующей плот, чтобы не утонуть, Кейти О'Хаган создает весьма драматичный и романтичный образ, который специалист по истории искусств Мэри Шеррифф назвала «импровизацией эпохи постмодернизма на тему "Плота "Медузы" Теодора Жерико»9. Подобным же образом работа Джинни Стэнфорд «Рождение Инес Аймейк» появляется на свет как результат сна - в нем художница неожиданно встречает себя в другом физическом обличье. Видением, представшим перед ней, когда она хотела написать портрет женщины из своего сна, стало смотревшее на нее ее собственное лицо. Полное решимости, оно послужило источником столь необходимого для работы художника вдохновения. Проникновенный и незабываемый рассказ Джинни Стэнфорд об этом автопортрете, как и автопортреты Аоно и О'Хаган, напоминает о способности этого жанра быть достоверным и вызволять из беды:

«Летом 2010 года мне приснилась художница по имени Инес Аймейк.

В действительности мне приснились ее картины - диковинные, яркие абстракции, рассеченные золотом, с подписью внизу каждого полотна, написанной роскошным почерком. "Не забудь ее имя!" - твердила я себе во сне. Не забыть его было важнее всего.

Проснувшись при ярком свете дня, я вписала "Инес Аймейк" в поисковик в надежде найти сайт с ее работами и скачать их для себя. Только теперь я поняла, что произошло. Она не существовала в обычном мире. Ее имя было головоломкой [по-английски "Ай мейк»", "I make" означает буквально "Я делаю, я создаю"], которая содержала в себе ключ к свободе. Я стала другим художником. Я начала создавать абстрактные композиции, неожиданно веселые и доставлявшие мне глубокое творческое удовлетворение.

Инес не покинула меня. Годом позже я решила написать ее портрет. Начав работать, я спросила ее: кто ты? Она ответила, открыв мне мое собственное, забытое лицо».

Попытка создать субъективную действительность (или вернуть себя к ней) через живописный или скульптурный автопортрет проникновенно передана в работе Саэри Кири-тани «100 фунтов риса». Созданный из японского риса и рисовой лапши, этот скульптурный автопортрет одновременно и поднимается из горки риса у ног фигуры, и тает в ней. Переехав из Японии в Калифорнию, Киритани чувствовала себя неловко, потому что привыкла к другой еде и культурным традициям; сложенные в пригоршню руки символизируют, что каждый человек одновременно многое отдает и многое получает от американской культуры. В контексте деятельности Национальной портретной галереи это взаимопроникновение культур становится декларацией важности кросс-культурного процесса и делает заряженные энергией залы музея идеальной площадкой для диалога о реалиях и формировании кросс-культурного самосознания.

Другие автопортреты, представленные на выставке, посвящены пересечению искусства и науки, а также связям между человеческим глазом, рукой и мозгом. Примером является работа Лии Кук «Мозг Су: треки», в которой раскрывается «танец» ее мозговых импульсов, изображенный в автопортретах, сотканных из фотографий, видео и тканей. Вот как она описывает свой творческий процесс:

«Я работаю в различных техниках и материалах, соединяя переплетение волокон с живописью, фотографией, видеосъемкой и цифровыми технологиями. Сейчас мне особенно интересно передать чувственность переплетений и эмоциональную связь с тактильными воспоминаниями от прикосновений к тканой материи и соприкосновений с ней. При участии ученых-нейробиологов я изучаю природу эмоциональных реакций на "сотканные" лица, отслеживая эти реакции в мозгу человека и используя свой опыт работы в лаборатории как над самим этим процессом, так и с инструментами для стимулирования новых работ по результатам этих исследований. Меня интересуют и научные исследования, и моя реакция как художника на эти неожиданные источники, и изучение тех сфер, где пересекаются научные исследования и их творческая ин-терпретация»10.

Новаторский подход Лии Кук к изучению эмоциональных реакций сопереживания при взгляде на лица в виде переплетений разительно отличается от фотореализма рисунка углем работы Лесли Адамс «Чувство: автопортрет». Изобразив себя за просмотром снимков собственного мозга после перенесенного инсульта, Адамс заново подчиняет разум своей воле. Страх потерять зрение после инсульта заставляет художницу создать автопортрет, следуя словам Микеландже-ло: «Рисуют головой, а не руками».

Хотя работа Хайди Фанчер «Для Делии» с ее мощным эстетическим и эмоциональным воздействием не является автопортретом, в ней используется изображение тела самой художницы. Этот портрет создан на основе дагерротипа рабыни по имени Делия, которую в 1850 году сфотографировал Джозеф Зили. Взгляд Делии преследовал художницу и подтолкнул ее воссоздать облик Делии, используя себя в качестве модели. Эта попытка возвратить утраченное напоминает слова специалиста по истории культуры Сьюзен Стюарт: «В процессе проекции и интроекции образа человеческое тело приобретает абстрактную "форму", некую абстрактную совокупность, по которой мы узнаем его...»11. Посредством проекции и интроекции Хайди Фанчер возвращает Делию к жизни, формирует целостный образ своей героини, тем самым создавая метафору непреходящей важности и влияния Конкурса портрета имени Вирджинии Аутвин Бушевер в рамках деятельности Национальной портретной галереи Смитсоновского института.

Стремясь соединить прошлое с настоящим, Национальная портретная галерея ищет пути к пониманию нашего времени через историю, искусство и жизнеописания.

  1. Стюарт Сьюзен. О желании: хроники миниатюрного, гигантского, сувениров и коллекций. (Susan Stewart, On Longing: Narratives of the Miniature, the Gigantic, the Souvenir, the Collection): Изд-во «Durham and London: Duke University Press», 1993. С. 125.
  2. Журнал «Экономист». [The Economist, The Economist Newspaper Limited]. Лондон. 21 декабря 2013. С. 3.
  3. Франк Питер. Комментарий судьи конкурса. Конкурс портрета (имени Вирджинии) Аутвин Бушевер 2013: Каталог выставки, Вашингтон, Национальная портретная галерея, Смитсоновский институт, 2013, 21.
  4. Harald Welzer und Karin Sander: Uber das Sichtbarmachen, Ein Gesprach, http://www.karinsander.de/index.php?id=d5
  5. Левоньян Дженнифер. Смитсоновский институт, блог Национальной портретной галереи «Face to Face»: http://face2face.si.edu/my_weblog/2013/04/portrait-of-an-artist-jennifer-levonian.html
  6. Аоно Секвойя. «Победители». Конкурс портрета имени Вирджинии Аутвин Бушевер 2013: Каталог выставки. Вашингтон, Национальная портретная галерея, Смитсоновский институт, 2013, 28.
  7. Аоно Секвойя. Смитсоновский институт, блог Национальной портретной галереи «Face to Face»: http://face2face.si.edu/my_weblog/2013/04/portrait-of-an-artist-sequoyah-aono.html
  8. Пойнтон Марша. Изображение и поиск самосознания. Лондон: Изд-во «Reaktion Books», 2013. 200.
  9. Шеррифф Мэри. «Портрет вчера и сегодня». Конкурс портрета (имени Вирджинии) Аутвин Бушевер 2013: Каталог выставки. Вашингтон, Национальная портретная галерея, Смитсоновский институт, 2013, 10.
  10. Кук Лиа. http://www.liacook.com/statement/
  11. Стюарт Сьюзен. О желании: хроники миниатюрного, гигантского, сувениров и коллекций. (Susan Stewart, On Longing: Narratives of the Miniature, the Gigantic, the Souvenir, the Collection): Изд-во «Durham and London: Duke University Press», 1993. С. 125.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play