Государственная Третьяковская галерея. «Реквием» Павла Корина

Наталия Александрова, Вера Головина

Рубрика: 
К ИСТОРИИ «РУСИ УХОДЯЩЕЙ»
Номер журнала: 
#2 2014 (43)

 

Биографические комментарии к избранным портретам

 

Схиигуменья Фамарь. 1935
Холст, масло. 142 х 75. ГТГ

На портрете изображена схиигуменья Фамарь, Тамара Александровна Марджанова (Марджанишвили) (1869—1936) -основательница Серафимо-Знаменской обители, духовная наставница молодого поколения советской интеллигенции 1920—1930-х годов; вошла в число выдающихся деятелей Русской Православной церкви. На эскизе «Реквиема» (1935—1959) Корин изобразил схиигуменью Фамарь в правой группе, рядом с ее духовной дочерью Татьяной Николаевной Протасьевой.

Краткая хроника жизни схиигуменьи Фамари, Т.А. Марджановой

1869, 1 января — родилась в Грузии, в семье князей Марджановых (Марджанишвили). Старшая сестра Константина Александровича Марджанова (1872—1933), известного актера, режиссера, одного из основоположников национального грузинского театра.

1880-е — занималась вокалом, готовилась к поступлению на вокальное отделение Петербургской консерватории.

Конец 1880-х - начало 1900-х — поступила в Бодбийский женский монастырь св. равноапостольной Нины в Грузии.

Будучи послушницей, вместе с настоятельницей Бодбийского монастыря игуменьей Ювеналией посещала Петербург и Москву, где неоднократно встречалась с отцом Иоанном Кронштадтским, выдающимся церковным, общественным деятелем и проповедником (в 1990 году канонизирован).

Об одной из таких встреч сохранились воспоминания матери Фамари: «Отворились царские двери. Пошли причастники, с трепетом подошла и я. Вдруг Батюшка [о. Иоанн Кронштадтский] неожиданно... как бы отвечая на мои мысли, весело произнес: "...Бог милостив, Бог все простит..."»1.

Она также вспоминала встречу с отцом Иоанном Кронштадтским, произошедшую непосредственно после кончины императора Александра III в Ливадии: «В этот раз мы прожили в Петербурге около трех месяцев; при нас Батюшку [о. Иоанна Кронштадтского] вызвали в Ливадию. Вернувшись, он лично всем нам. рассказал о последних днях жизни [Императора Александра III] ...Мы же проводили его во дворец, для благословения молодой Ц[арской] Ч[еты] [будущих императора и императрицы Николая II и Александры Федоровны]»2.

1897 — приняла монашеский постриг.

1900-е — была возведена в сан игуменьи, стала настоятельницей Бодбийского женского монастыря, позднее — настоятельницей Покровской общины сестер милосердия в Москве. Покровская община располагалась в специально перестроенном дворце великой княгини Елизаветы Федоровны; монахини Покровской общины вместе с сестрами Марфо-Мариинской обители ухаживали за ранеными в качестве сестер милосердия.

Конец 1900-х — вслед за великой княгиней Елизаветой приняла решение о создании новой монашеской обители. Перед началом строительства нового Серафимо-Знаменского скита посещала Серафимо-Понетаевский монастырь в Сарове; часто бывала в Зосимовой пустыни близ Троице-Сергиевой лавры, где советовалась со своим духовником отцом Алексием Соловьевым, а также с наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Товием.

Начавшееся строительство было связано с некоторыми трудностями. Из-за разногласий с управлением Рязано-Уральской железной дороги пришлось изменить место обители. В итоге Серафимо-Знаменский скит расположился на горе около деревень Заборье и Битягово (ныне Домодедовский район Московской области).

По совету великой княгини Елизаветы Федоровны участвовать в строительстве скита был приглашен архитектор А.В. Щусев.

1912 — Серафимо-Знаменский скит освятил митрополит Московский Владимир Богоявленский.

В уставе новой обители, разработанном лично игуменьей Фамарью, среди прочих правил были и такие: «.Помимо непременного посещения богослужения, скитянки [ежедневно] должны исполнить следующее келейное правило:

33 земных поклона в память числа лет Спасителя,
12 земных поклонов Божьей Матери, 12 земных поклонов преподобному Серафиму.

Читать: одну главу Евангелия, одну главу Апостола, одну кафизму, неопустительно — акафист преподобному Серафиму, 150 раз молитву "Богородице Дево, радуйся"».

Сестры обители «...ни при каких обстоятельствах не должны предаваться унынию, скорби; ничем не расстраиваться, всегда поддерживать в себе свежее, бодрое, радостное настроение»3.

Каждая из сестер в конце дня должна была задать себе ряд вопросов, один из которых гласил: «Каково было в течение дня общее состояние твоего сердца?»4.

Середина 1910-х — приняла схиму с именем Фамарь. Обряд совершил епископ Арсений Жадановский, ставший духовником матери Фамари и сестер Серафимо-Знаменской обители.

1924 — Серафимо-Знаменский скит был закрыт (деятельность обители была возобновлена только в начале 2000-х годов). По сведениям некоторых из ее духовных детей, первоначально схиигуменья Фамарь некоторое время жила в покоях великой княгини Елизаветы Федоровны в Марфо-Мариинской обители. Позднее вместе с несколькими сестрами поселилась в небольшом доме в поселке Перхушково под Москвой, где организовала трудовую артель: сестры делали игрушки и шили одеяла.

Как вспоминала крестница игуменьи Т.М. Некрасова, которая вместе со своей матерью посещала обитель в это время: «Этот дом с небольшим садом и домовой церковью напоминал маленький скит. В саду было очень тенисто. Дом в Перхушково был окружен сиренью. Со стороны сада дорожка, по которой любила прогуливаться матушка, была окаймлена широким бордюром разноцветных маргариток»5.

М.М. Веселовская, близкая подруга Т.М. Некрасовой, так вспоминала об игуменье: «...Многие боялись в первый раз к ней [к игумении Фамари] подойти, .заговорить. Но этот страх, . робость исчезали от взгляда ее, полного. горячей любви. Еще в Перхушкове я узнала от одной из сестер, что матушка носила вериги, чего никак нельзя было предположить по ее монашеской одежде, казавшейся почти изящной своей безукоризненной чистотой»6.

1931 — схиигуменья Фамарь арестована вместе с сестрами. По воспоминаниям очевидцев: «Были арестованы. сама матушка, некоторые сестры и отец Филарет. Остальные оставшиеся сестры должны были разойтись...»7.

Сослана в Сибирь в Иркутскую область, в деревню Усть-Уду на Ангаре.

1931, 29 сентября — эта дата стоит на одном из писем, написанных матерью Фамарью в Москву Т.М. Некрасовой, в котором схиигуменья, в частности, сообщает: «Добраться сюда из Иркутска трудней, чем попасть во Владивосток. Пароходы ходят очень неаккуратно, а на днях и совсем прекратятся. Почта, очевидно, ходит на лошадях, т. к. письма получаются и тогда, когда нет парохода. Конечно, если бы я жила в Иркутске, то я не переживала бы этого смертельного страха и ужаса, который я переживаю здесь. „Живу в уголке за печкой, в полу дверь в погреб; да, и за это Бога благодарю...!»8.

1933 — после ссылки поселилась в дачном поселке под Москвой недалеко от станции Пионерская Белорусской железной дороги. По мнению близких, и в частности Т.М. и О.М. Некрасовых: «.благодаря знаменитому брату и хлопотам художника П.Д. Корина, который был близок с М. Горьким и его женой Е. Пешковой, матушке Фамари разрешили жить на станции Пионерская, а не в ста километрах от Москвы, как полагалось в те годы для людей, отбывших лагерь или ссылку»9.

1933, 17 апреля — в Москве умер брат схиигуменьи Константин Марджанов (Котэ Марджанишвили). О.М. Некрасова воспоминала: «Однажды, .когда мы приехали и вошли в комнату, то увидели на столе в плетеной белой корзине цветущую белую сирень. Меня это так поразило, что я запомнила это на всю жизнь. Сказали, что это прислали матушке в память недавно умершего брата, известного режиссера Марджанова...»10.

В эти годы обострилась тяжелая болезнь схиигуменьи, приобретенная в ссылках. По свидетельству О.М. Некрасовой: «.из-за обострения болезни матушка все реже встречала. духовных детей в своем кресле... В последнее время она не покидала своей комнаты и все больше лежала или сидела у иконостаса.»11.

1935 — в доме на станции Пионерская позировала Корину для портрета к «Реквиему». Художник также сделал с нее карандашный рисунок («Схиигуменья Фамарь», альбом № 13, л. 28, ГТГ).

1936, 23 июня — скончалась там же. Похоронена в Москве на Введенском кладбище.
Епископ Арсений Жадановский, скрывавшийся в это время от преследования и слежки, приехал проститься с умершей. Через год после похорон схиигуменьи Фамари он был арестован и расстрелян.

Осенью 1942 года датированы воспоминания М.М. Веселовской (одной из духовных дочерей схиигуменьи Фамари), где она, в частности, пишет: «Когда меня упрекали, что в моих воспоминаниях недостаточно освещена духовная жизнь матушки, ее молитвы, ее внутреннее делание, то я, подумав, ясно осознала, что. не могла написать об этом. Мне недоступны были тайные родники ее души, а лишь внешние их проявления. Все же, ...мне хотелось сохранить облик матушки Фамари как образец той уходящей и так любимой духовной культуры, которую. по крохам будут собирать будущие поколения, ...сохранить.. для будущей России. Какая она будет, эта будущая Россия? Одного твердо желаю ей – возврата к вере»12.

  1. Цит. по: «Детки мои любимые…». Схиигуменья Фамарь (Княжна Марджанова). М., 2008. С. 21.
  2. Там же. С. 23.
  3. Там же. С. 53.
  4. Там же. С. 57.
  5. Там же. С. 109.
  6. Там же. С. 274.
  7. Там же. С. 251.
  8. Там же. С. 157–158.
  9. Там же. С. 113.
  10. Там же. С. 112.
  11. Там же. С. 113.ѕ
  12. Там же. С. 300–301..

 

Молодой иеромонах отец Федор. 1932
Холст, масло. 196 х 73,5. ГТГ

На портрете изображен иеромонах Федор, Олег Павлович Богоявленский (1905—1943), один из лидеров духовного сопротивления в 1920—1930-е годы, преподобномученик Русской Православной церкви. Федора Богоявленского Корин позднее изобразил в триптихе «Александр Невский» (1942— 1943) в образе молодого русского воина (центральная фигура правой части). На эскизе «Реквиема» (1935—1959) о. Федор Богоявленский — в правой группе, рядом с М.К. Холмогоровым.

Краткая хроника жизни иеромонаха Федора, О.П. Богоявленского

1905, 26 декабря — родился в Тегеране в дворянской семье. Отец — Павел Георгиевич Богоявленский, русский консул в Персии; мать — Ольга Петровна (урожденная Нечаева).

1910-е - начало 1920-х — после убийства отца во время беспорядков в Тегеране вместе с семьей вернулся в Петербург, где учился в гимназии.

После революции 1917 года мать, О.П. Богоявленская, была вынуждена давать уроки музыки, чтобы содержать троих детей. Позднее вместе с семьей несколько лет жил у дяди А.П. Нечаева в Самаре (по другим сведениям, в Саратове).

1923 — поступил на медицинский факультет Московского университета. В годы учебы участвовал в деятельности литературно-философского кружка; вместе с сестрой Ольгой и младшим братом Георгием пел в церковном хоре храма Грузинской иконы Божией Матери.

1926 - из-за внезапной болезни матери был вынужден оставить университет; начал работать делопроизводителем в Народном комиссариате просвещения.

1927 - был призван в ряды РККА. В период службы в армии неоднократно подвергался преследованиям за религиозные убеждения, которые не скрывал. В протоколе допроса в ОГПУ сохранились слова о. Федора: «Служа в Красной армии. я ходил в красноармейской одежде в церковь и помогал в богослужении, читая Евангелие, Псалтирь и прочее»1.

1928 - после окончания службы в РККА постоянно посещает богослужения в Высоко-Петровском монастыре, которые продолжались в храмах после закрытия монастыря в 1918 году.

Позднее иеромонах Федор вместе с архимандритом Германом Полянским возглавил духовные общины, образовавшие тайный монастырь и духовную академию.

В том же году умерла мать о. Федора Ольга Петровна Богоявленская.

1929, лето - после окончательного закрытия Высоко-Петровского монастыря о. Федор перешел вместе с монахами в церковь во имя преп. Сергия Радонежского на Большой Дмитровке.

1930, ноябрь - принял постриг с именем Феодор и был посвящен в сан иеродиакона тайной монашеской общины Высоко-Петровского монастыря, продолжавшей свою деятельность в храме преп. Сергия на Большой Дмитровке.

1933 - в записной книжке (№ 8, ГТГ) Корин сделал натурный карандашный рисунок «Трое», где изобразил о. Федора вместе с о. Алексием Сергеевым и о. Агафоном Лебедевым.

1933, март - арестован вместе с монахами и прихожанами бывшего Высоко-Петровского монастыря по делу о нелегальном монастыре при храме во имя преп. Сергия Радонежского. По имеющимся свидетельствам, не подтвержденным документально, аресты монахов общины начались по вине одного из них, иеромонаха Алексия Сергеева.

1933, апрель - на одном из допросов выразил несогласие с происходящим, зафиксированное в протоколе: «Содержание данного протокола считаю НЕ соответствующим действительности»2.

В этом месяце совещанием ОГПУ приговорен к трем годам исправительно-трудовых работ и отправлен этапом в Новосибирск, а затем во Владивосток, в Первое отделение Дальлага. Перед этапом получил свидание с сестрой Ольгой. При посадке заключенных на пароход подвергся побоям, так как не мог стоять. Тюремный врач зафиксировал частичную парализацию и отметил необходимость неотложной медицинской помощи.

В этот год в Москве был разрушен храм преп. Сергия Радонежского на Большой Дмитровке.

1934, октябрь - в письме из лагеря о. Сергию, одному из монахов Высоко-Петровского монастыря,  написал: «. эти годы, когда мы росли вдали друг от друга, взрастили в нас одни и те же плоды...»3. В лагере был помощником врача, так как имел неоконченное медицинское образование.

1935, февраль - написал из лагеря письмо, адресованное сестре о. Сергия: «.много приобретено доброго, но много и растрачено, особенно за последнее время... Но несмотря на это, в общем — бодрость и радостно спокойное состояние, которое всегда отношу за счет молитв своих близких»4.

1936 - после освобождения жил в Егорьевске Московской области, затем в Твери.

В апреле сообщал в письме родным: «.теперь моя жизнь и перспективы на будущее явились в новом свете»5. Вместо продолжения медицинского образования служил иеродьяконом в селе Амельфино под Волоколамском.

1937 - в мае после смерти архимандрита Никиты Курочкина перешел служить в его храм Иконы Божией Матери Знаменье в селе Ивановском.

1939 - после закрытия этого храма в очередной раз перешел служить в Троицкий храм села Язвище, где незадолго до этого был арестован настоятель.

1940 - в декабре Троицкий храм был закрыт. После запрета на проживание в Московской области поселился в селе Завидово Тверской области и, несмотря на ограничения, часто бывал в Москве у своих духовных детей, посещал сестру Ольгу в поселке Востряково.

В одном из протоколов допросов о. Федора сохранились его слова об этом времени: «.С декабря 1940 года. через своих знакомых, проживавших в Москве, а также через свою сестру я получал работу по графике, ретушировке портретов и тому подобному, этим и занимался.»6.

1941, конец июня - получив известие о начавшихся арестах, приехал к сестре Ольге в Востряково, не зная о том, что ордер на его арест уже выписан.

1941, июль - арестован в доме сестры. По ее воспоминаниям, после пятичасового обыска, перед тем как покинуть дом, о. Федор отслужил в своей комнате молебен перед иконой Казанской Божией Матери в присутствии наблюдавших за ним из соседней комнаты сотрудников НКВД7. После заключения в Бутырскую тюрьму начались непрерывные допросы, на которых о. Федор подвергался избиениям и пыткам бессонницей. Вскоре был переведен в Саратовскую тюрьму, где допросы и избиения продолжились.

1943, февраль - после завершения следствия против о. Федора было начато новое дело по обвинению в дезертирстве.

1943, июнь - Особым совещанием при НКВД осужден на пять лет ссылки. Переведен из Саратова в Балашов в тюрьму № 3.

1943, 19 июля - скончался в тюрьме № 3 в Балашове. Точных сведений об обстоятельствах смерти и месте захоронения в настоящее время не обнаружено.

2000, 20 августа - канонизирован Архиерейским собором Русской Православной церкви.

  1. Цит. по: Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной церкви XX столетия. Тверь, 2001. Кн. 5. С. 110.
  2. Там же. С. 112.
  3. Там же. С. 113.
  4. Там же. С. 114.
  5. Там же. С. 115.
  6. Там же. С. 129.
  7. Там же. С. 120.

 

Иеромонах и епископ. 1935
Холст, масло. 207 х 108. ГТГ

На двойном портрете слева изображен иеромонах Пимен, Сергей Михайлович Извеков (1910—1990) — доктор богословия, Патриарх Московский и всея Руси (1971—1990), один из выдающихся иерархов Русской Православной церкви XX века. Относительно личности изображенного справа епископа в настоящее время существует несколько предположений. Все они основаны на двух вариантах имени епископа, указанных Кориным на обороте двойного портрета.

Согласно одному из вариантов, изображенный справа — епископ Антонин, Александр Андреевич Грановский (1865—1927), автор концепции единства законодательной, исполнительной и судебной властей в России как гармонического подобия Божественной Троицы, исследователь и знаток древних языков, выдающийся ученый и переводчик раннехристианских текстов и канонической литургии на современный русский язык.

Следуя другому варианту имени, определить личность епископа Антония в настоящее время не представляется возможным, так как в современной исследовательской литературе известно несколько иерархов с этим именем, служивших в 1920—1930-е годы (в частности, Антоний Миловидов, Антоний Панкеев, Антоний Романовский и др.). Однако ни один из них не имел прямого отношения к тому кругу лиц, которые стали для Корина прототипами «Реквиема». На эскизе «Реквиема» (1935—1959) художник сохранил композицию двойного портрета, изобразив иеромонаха Пимена и епископа Антонина справа на первом плане.

Краткая хроника жизни патриарха Пимена, С.М. Извекова

1910, 23 июля - родился в селе Кобылино Калужской губернии (по другим источникам, в г. Богородске, ныне Ногинске Московской области) в семье Михаила Карповича Извекова и его жены Пелагеи Афанасьевны.

Начало 1920-х - после окончания Богородской средней школы им. В.Г. Короленко принял иноческий постриг с именем Платон в Москве в Сретенском монастыре.

Во время учебы в школе посещал богослужения в Богоявленском соборе, пел в хоре, читал на клиросе.

Вторая половина 1920-х - был регентом хоров в московских храмах Спаса Преображения в Пушкарях, Флора и Лавра у Мясницких ворот, Максима Исповедника на Варварке, Пимена в Новых Воротниках в Сущеве.

1926 - этим годом датирован карандашный натурный рисунок Корина с иеромонаха Пимена («Молодой монах регент», записная книжка № 3, л. 19, ГТГ).

1927 - принял монашеский постриг с именем Пимен после закрытия Троице-Сергиевой лавры в лаврском ските Святого Духа Утешителя (Параклитовой пустыни).

Конец 1920-х - после закрытия Параклитовой пустыни служил священником в московском Богоявленском соборе в Дорогомилове. Был рукоположен в иеромонахи.

1920-1930-е - Корин часто посещал богослужения в храме Богоявления в Дорогомилове.

1930-е - сведения об этом периоде жизни будущего патриарха неполны и крайне противоречивы.

Среди основных событий этих лет, совпадающих в разных источниках, необходимо выделить аресты 1931 и 1937 годов (по одним сведениям, за нарушения закона об отделении церкви от государства, по другим — за дезертирство); заключение и ссылку (сначала под Москвой, на строительстве канала Москва — Волга, а позднее, до начала Великой Отечественной войны, в Узбекистане).

Сведения о пребывании иеромонаха Пимена в лагере подтверждаются воспоминаниями монахини Игнатии Петровской, которая ссылается на свидетельство иеромонаха Серафима, оказавшегося в лагере вместе с Пименом1.

1932 - по некоторым сведениям, был призван на срочную службу в РККА, направлен в Витебскую область Белоруссии; в период службы получил профессиональные навыки фельдшера и ветеринара.

После окончания службы в армии вновь служил в храме Богоявления в Дорогомилове.

1935 — этим годом Корин датировал двойной портрет «Иеромонах Пимен и епископ Антонин».

1941-1943 - в составе 519-го и 702-го стрелковых полков 213-й стрелковой дивизии участвовал в Великой Отечественной войне, в частности в кровопролитных боях 1942—1943 годов на Харьковском, Белгородском и Курском направлениях, где был ранен.

Иеромонах Пимен (старший лейтенант С.М. Извеков) «...пропал без вести 26.08.43, Мерефск[ий] р[айо]н Харьк[овской] обл[асти]»2.

В.А. Никитин в своей книге «Патриарх Пимен. Путь, устремленный ко Христу» сообщает, что Пимен, тяжело контуженный, был после боя найден санитарами и отправлен в госпиталь в Москву, откуда в армию уже не вернулся.

1945 - осужден на десять лет с отбытием ссылки в Воркутлаге, куда был доставлен по этапу. «Пимена обвинили в том, что он жил по фиктивным документам и "скрывался от ответственности под видом служителя культа". Учитывая то, что 24 ноября 1944 года на встрече с участниками Архиерейского Собора. председатель Совета по делам Русской Православной церкви Г.Г. Карпов заверил, что "все священнослужители, состоящие на службе в церковных приходах, освобождаются от призыва по мобилизации, независимо от возраста", иеромонах Пимен не мог считаться дезертиром: он подлежал освобождению от службы. Осуждение последовало, потому что [Пимен] не успел получить назначения на приход»3. В конце года в связи с победой над Германией был амнистирован4.

По сведениям архимандрита Дионисия Шишигина, с сентября 1945 до февраля 1946 года находился на излечении в Московском областном туберкулезном институте5.

Вторая половина 1940-х — назначен казначеем Одесского Ильинского монастыря Одесской епархии; возведен в сан игумена; позднее стал наместником Псково-Печерского монастыря Псковской епархии.

1950-е - возведен в сан архимандрита; назначен наместником Троице-Сергиевой лавры; затем — епископом Балтским Одесской епархии, позднее — епископом Дмитровским, викарием Московской епархии.

Начало 1960-х - возведен в сан архиепископа, получил должность управляющего делами Московской патриархии; затем назначен архиепископом Тульским и Белевским; митрополитом Ленинградским и Ладожским; позднее — митрополитом Крутицким и Коломенским.

В эти же годы стал членом Всемирного совета мира, Советского комитета защиты мира и Советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом.

1967, ноябрь - после кончины Корина отпевал художника в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

1970-1971 - после смерти патриарха Алексия I Симанского стал Местоблюстителем Патриаршего престола. В этом качестве возглавил работу Поместного собора Русской Православной церкви.

1971, 2 июня - единогласно открытым голосованием Поместного собора был избран Патриархом Московским и всея Руси.

1983, май - состоялась организованная усилиями патриарха Пимена передача в ведение Московской патриархии зданий бывшего Свято-Данилова монастыря в Москве.

1988, апрель - состоялась встреча патриарха Пимена и членов Синода Русской Православной церкви с Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым.

В том же году при непосредственном участии патриарха состоялось празднование 1000-летия Крещения Руси. Архиерейское совещание сообщало: «.участники Архиерейского предсоборного совещания с благодарностью считают необходимым отметить положительное отношение Советского правительства к вопросам, выдвигаемым Священноначалием нашей Церкви.»6.

В восстановленном Свято-Даниловом монастыре патриарх Пимен отслужил божественную литургию вместе с зарубежными главами церквей, среди которых были патриарх Антиохийский Игнатий, патриарх Иерусалимский Диодор и другие.

1988, июнь - указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Трудового Красного Знамени «за активную миротворческую деятельность».

1989 - состоялась канонизация патриархов Тихона и Иова, предпринятая по личной инициативе патриарха Пимена.

1990, 3 мая - скончался в Москве, в своей рабочей резиденции в Чистом переулке. Похоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, рядом с могилой патриарха Алексия I Симанского.

 

Краткая хроника жизни епископа Антонина, А.А. Грановского

1865, 21 ноября - родился в селе Хоришки Полтавской губернии в семье диакона.

1880-е - учился в Полтавской духовной семинарии и Киевской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия. Принял монашеский постриг, был рукоположен в сан иеромонаха.

1890-е - служил помощником инспектора Киевской духовной академии, смотрителем Московского Донского духовного училища, смотрителем Киево-Подольского духовного училища, инспектором Тульской семинарии, преподавателем Холмской семинарии, в сане архимандрита — в семинарии Благовещенска-на-Амуре, цензором Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета.

1902 - получил степень магистра богословия. Исследуя Библию, издал комментарии к «Книге пророка Варуха». В своей диссертации с целью восстановления утраченного древнееврейского оригинала «Книги пророка Варуха» епископ Антонин использовал варианты текстов на древнегреческом, коптском, древнеарабском, древнеармянском и других восточных языках. На основании своих исследований реконструировал древнееврейский оригинал текста.

1901-1903 - участвовал в Религиозно-философских собраниях, проходивших в Петербурге, вместе с известными русскими философами, писателями и деятелями культуры, среди которых были Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.В. Розанов, А.Н. Бенуа. Участники обсуждали вопросы свободы совести, взаимоотношения церкви и государства и другие. Председательствовал на собраниях ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Ямбургский Сергий Страгородский, будущий патриарх.

1903 - возведен в сан епископа Нарвского, викария Санкт-Петербургской епархии.

1905 - вошел в состав Комиссии по разработке закона о свободе печати; высказывался за упразднение любой цензуры. После расстрела демонстрации рабочих 9 января 1905 года участвовал в сборе средств для пострадавших. С этого времени начал разрабатывать идею единства законодательной, исполнительной и судебной властей в России.

1910-е - после увольнения на покой проживал в Сергиевой Приморской пустыни в Стрельне, где работал над исследованием Книги Притчей Ветхого Завета. Позднее был назначен епископом Владикавказским и Моздокским.

Вновь ушел на покой и жил в Москве в Богоявленском монастыре в Китай-городе.

1921 - участвовал в деятельности «Помгола» (Комитета помощи голодающим); считал, что изъятие церковных ценностей не должно оскорблять религиозные чувства, так как возможная продажа священных сосудов необходима для спасения голодающего народа.

В этом же году патриарх Тихон запретил епископу Антонину вести богослужения за самовольные изменения в литургии.

1922 - как эксперт судебного процесса над противниками изъятия церковных ценностей, косвенно способствовал вынесению смертных приговоров. Позднее ходатайствовал о помиловании осужденных, но спасти удалось не всех.

В этом же году, после ареста патриарха Тихона, стал одним из первых архиереев, поддержавших движение «обновления» церкви. Был назначен председателем Временного церковного управления — руководящего органа обновленческого движения; возведен в сан митрополита Московского.

1923 - будучи председателем церковного собора «обновленцев», одним из первых подписал постановление о лишении патриарха Тихона сана, которое патриарх не признал.

В этом же году после разногласий с лидерами «обновленцев» был смещен с поста председателя Совета и выступил против кадровой политики «обновленческой» церкви, заявив о недопустимости «пьяниц и пошляков» в церковном управлении.

Осенью того же года отказался от «обновленческого» титула.

1924 - весной патриарх Тихон повторно запретил священнослужение епископу Антонину и призвал предать его церковному суду.

В эти годы епископ Антонин, уже не разделяя идей «обновленцев», занял непримиримую позицию и по отношению к патриарху Тихону.

Середина 1920-х - в годы после кончины патриарха Тихона епископ Антонин тяжело болел, перенес операцию.

1927 - по некоторым сведениям, из-за ареста митрополита Сергия Страгородского, Местоблюстителя Патриаршего престола, не смог реализовать свое намерение примириться с Патриаршей Церковью.

1927, 14 января - скончался в Москве.

Похоронен у алтарной стены соборного Смоленского храма на кладбище Новодевичьего монастыря.

После кончины иерарха Священный синод Православной Российской церкви7 специальным постановлением отменил запрещение в священнослужении епископа Антонина, отметив его как выдающегося богослова и ученого. Этим же постановлением синодальному духовенству и членам Синода было разрешено участвовать в обряде отпевания умершего епископа.

Реакция на смерть епископа Антонина стала своеобразным началом процесса примирения внутри Русской Православной церкви 1930-х годов.

  1. См.: Монашество последних времен. М., 1998. С. 88.
  2. Цит. по: Никитин В.А. Патриарх Пимен. Путь, устремленный ко Христу. М., 2011. С. 85.
  3. Там же.
  4. См.: Одинцов М.И. Русская Православная церковь в XX веке. М., ЦИНО. С. 24.
  5. См.: Православная Москва. 2007. № 21 (399).
  6. Цит. по: Журнал Московской Патриархии. 1988. № 9. С. 37.
  7. Наименование Русской Православной церкви до 1943 г.

 

Митрополит Сергий. 1937
Холст, масло. 242 х 137. ГТГ

На портрете изображен митрополит Сергий, Иван Николаевич Страгородский (1867—1944), магистр богословия, автор акафистов, просветитель; один из выдающихся иерархов Русской Православной церкви, ее первый современный предстоятель, Патриарх Московский и всея Руси (1943—1944). На эскизе «Реквиема» (1935—1939) патриарх Сергий изображен в центральной группе иерархов на амвоне, рядом с патриархом Тихоном.

Краткая хроника жизни Патриарха Сергия, И.В. Страгородского

1867, 11 января - родился в городе Арзамасе Нижегородской губернии, в семье протоиерея. Начальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище.

Конец 1880-х - начало 1890-х - учился в Нижегородской духовной семинарии, затем — в Духовной академии в Петербурге, которую окончил со степенью кандидата богословия.

Принял монашеский постриг, был рукоположен в иеромонахи.

В эти годы служил в Японии в Православной духовной миссии, был судовым священником на корабле «Память Азова», сопровождал цесаревича Николая (будущего императора Николая II) в его восточном путешествии.

Позднее назначен доцентом кафедры Священного Писания Ветхого Завета Санкт-Петербургской духовной академии, исполнял обязанности инспектора Московской духовной академии.

Вторая половина 1890-х - возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах. Позднее вновь служил в Японии. После возвращения стал ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии, инспектором и ректором Духовной академии.

Удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Православное учение о спасении».

Начало 1900-х - возведен в сан епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии.

В эти годы председательствовал на Религиозно-философских собраниях в Петербурге. Среди участников собраний были известные русские философы, писатели и поэты, в том числе В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, А.Н. Бенуа. Неофициальным лидером дискуссий со стороны церкви был Антонин Грановский.

Вторая половина 1900-х - участвовал в сессии Святейшего синода, был председателем его Учебного комитета, одновременно занимался исправлением текстов богослужебных книг; состоял почетным членом Петербургской духовной академии.

1910-е - входил в состав Святейшего синода в качестве председателя Предсоборного совещания, позднее — председателя Миссионерского совета. Был награжден Синодом бриллиантовым крестом.

1917-1918 - был участником Всероссийского Священного Собора в Москве, где с помощью жребия, вытянутого старцем Свято-Смоленской Зосимовой пустыни Алексием Соловьевым, патриархом избрали Тихона Белавина.

В эти же годы рукоположен в сан архиепископа Владимирского и Шуйского, позже возведен в сан митрополита.

1921 - арестован и отправлен в Бутырскую тюрьму. Весной выслан в Нижний Новгород, жил в Крестовоздвиженском монастыре, где совершал богослужения.

1922 — опубликовано «Воззвание», в котором о. Сергий, архиепископы Евдоким Мещерский и Серафим Мещеряков заявили о признании вновь организованного Высшего церковного управления (ВЦУ). ВЦУ было создано группой духовенства при поддержке ГПУ во время начавшейся кампании по изъятию церковных ценностей. Создание ВЦУ привело Русскую Православную церковь к новому расколу, называемому в современной литературе «обновленчеством».

1923 - на литургии в Донском монастыре принес публичное покаяние, отрекся от обновленчества. После покаяния был принят патриархом Тихоном.

Вторая половина 1920-х - назначен митрополитом Нижегородским.

Стал Местоблюстителем Патриаршего престола после ареста митрополита Петра Полянского.

Позднее о. Сергий повторно арестован. После освобождения вступил в управление Православной Российской церкви1 как заместитель Патриаршего Местоблюстителя.

1927 - издал «Декларацию», в которой, в частности, отмечалось: «Утверждение Советской власти многим представлялось   каким-то недоразумением, случайным и потому недолговечным. Забыли люди, что случайности для христианина нет и что в совершающемся у нас, как везде и всегда, действует та же десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели...».

В «Декларации» также подчеркивалась необходимость борьбы с «зарубежными врагами», чтобы «.показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и Правительством».

В среде Русской Православной церкви «Декларация» была принята неоднозначно. Некоторые священники в знак протеста возвращали ее экземпляры митрополиту Сергию, несмотря на то, что несогласие с «Декларацией» стало прямым поводом для арестов и ссылок духовенства.

Конец 1920-х - активно действует Союз воинствующих безбожников, призывавший к разрушению церквей и отказу от веры. Начались массовые аресты духовенства.

Начало 1930-х - против гонений на Русскую Православную церковь выступили Папа Римский Пий XI, архиепископ Кентерберийский Космо Ланг и другие.

Митрополит Сергий дал по этому поводу несколько интервью советской и иностранной прессе, подписанных им и членами Синода.

В одном из них, опубликованном в газете «Известия» от 16 февраля 1930 года, он, в частности, сказал: «.Гонения на религию в СССР никогда не было и нет. ... Да, действительно, некоторые церкви закрываются. Но производится это закрытие не по инициативе власти, а по желанию населения, а в иных случаях даже по постановлению самих верующих. Репрессии, осуществляемые советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам за разные противоправительственные деяния. К сожалению, даже до сего времени некоторые из нас не могут понять, что к старому нет возврата, и продолжают вести себя, как политические противники советского государства».

Из-за политики о. Сергия многие архиереи Патриаршей церкви отказались от подчинения ему как главе Русской Православной церкви. О. Сергий неоднократно обращался к несогласным, стремясь сохранить единство церкви.

1934 - митрополит Сергий удостоен титула «Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский» с правом ношения двух панагий.

1936 - назначен Местоблюстителем патриаршего престола Православной Российской церкви.

1938 - после упразднения Комиссии по культовым вопросам при Президиуме ЦИК СССР церковь была полностью отделена от государства.

В это время о. Сергий в беседах с журналистами отрицал факты массового закрытия храмов и выступал против продолжающейся на Западе кампании в защиту гонимой Русской церкви.

1941 - сразу после начала Великой Отечественной войны митрополит призвал верующих к борьбе с фашистскими захватчиками, активному труду в тылу, добровольным пожертвованиям на нужды обороны страны. В ходе общецерковных сборов правительству было передано свыше трехсот миллионов рублей, большое количество драгоценностей. На эти средства, в частности, построены танковая колонна им. Дмитрия Донского, авиаэскадрилья им. Александра Невского.

1941-1942 - о. Сергий находился в эвакуации в Ульяновске.

1943 - вместе с митрополитами Алексием Симанским и Николаем Ярушевичем был принят И.В. Сталиным.

С этого времени стали открываться православные храмы в разных городах страны; из заключения и ссылок были освобождены многие епископы — сторонники митрополита Сергия, получившие назначения на епархиальные кафедры; демобилизовывались из действующей армии бывшие священнослужители.

Были также вновь открыты духовные академии и семинарии, церковь получила возможность издания религиозной литературы.

В этом же году в Москве, в новом здании Патриархии в Чистом переулке состоялся Собор епископов, который избрал митрополита Сергия Страгородского Патриархом Московским и всея Руси.

Вскоре состоялась интронизация в кафедральном Елоховском Богоявленском соборе.

1944, 15 мая - скончался в Москве. Похоронен в Николаевском приделе Патриаршего Богоявленского Елоховского собора.

  1. Название Русской Православной церкви до 1943 г

 

Слепой. 1931
Холст, масло. 173 х 102,5. ГТГ

На портрете изображен Блаженный («Данило слепой», как называл его П.Д. Корин). По свидетельствам очевидцев, в частности монахини Игнатии Петровской, в 1920-е годы он служил певчим в Москве в храмах Сергия Радонежского и Высоко-Петровского монастыря, а также в церкви Рождества Богородицы в Путинках .

В воспоминаниях жены художника П.Т. Кориной сохранилось свидетельство о работе над портретом слепого: «Вид у него был неказистый. Голова большая и еще трясется во все стороны. Рот гнилой, точно пожар был во рту. Жил он у нас три дня. Павел Дмитриевич всегда старался работать молча... Тихо в комнате. Иногда лишь слышна реплика слепого: "А Вавилон-то шуми-и-т!" (на Арбате, около нашего дома, трамваи давали сильные, продолжительные звонки). "Как я устал, — говорил Паня [П.Д. Корин. — Прим. сост.] после сеанса, — сам скоро буду трясти головой, как Данило слепой"» . На эскизе «Реквиема» (1935—1959) Корин изобразил слепого Данилу в левой группе, между архимандритом Алексием (Сергеевым) и схимником Агафоном (Лебедевым).

  1. См.: Монашество последних времен. По воспоминаниям монахини Игнатии (Петровской). М., 1998. С. 136—137.
  2. Из воспоминаний П.Т. Кориной. — См.: П.Д. Корин. Письма из Италии. М., 1981. С. 43.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play