Коллекция сестер Кон: счастье общения с искусством

Натэлла Войскунская

Рубрика: 
ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Номер журнала: 
#1 2012 (34)

Прошедший 2011-й год в Нью-Йорке был отмечен безусловно знаменательным событием – выставкой «Сестры Кон из Балтимора: Коллекция Матисса и мастеров его времени» в Еврейском музее. Экспозиция включала лишь небольшую часть того, что многие называют «коллекцией коллекций», и предлагала вниманию зрителей наряду с шедеврами живописи, графики и скульптуры также мебель, вышивки, ковры, роскошные экзотические ткани – словом, все, что можно назвать пиршеством для глаз. Главное же место в коллекции по праву занимает Матисс: зрителям представилась возможность познакомиться c портретами, натюрмортами, пейзажами и скульптурами, относящимися к разным периодам творчества прославленного мастера. Эта выставка – прекрасный повод для подробного рассказа о двух сестрах, собравших самую большую в мире частную коллекцию произведений Анри Матисса.

И действительно, две «викторианские» - так их нередко называли - леди из индустриального Балтимора на восточном побережье США, ведомые исключительно женской страстью к приобретению предметов роскоши и наряду с ними красивых и зачастую совершенно бесполезных безделушек, оказались едва ли не крупнейшими коллекционерами современного им европейского искусства XIX-XX веков. Как писал Джон Китс, «прекрасное пленяет навсегда». Именно так - навсегда - оказались в плену искусства сестры Кон.

Столь решительный «уклон» двух сестер в сторону направлений искусства, относительно которых общественное мнение и мнение профессионалов далеко не сразу стало благоприятным, выглядит довольно неожиданным для представителей семьи, весьма далекой от искусства. Кларибел (1864-1929) и Этта (1870-1949) - двое из 13 детей Германа и Хелен Кон, евреев из Германии, эмигрировавших в США. Сигарно-продовольственный бизнес Германа Кона обеспечил семье достойное существование, а когда повзрослевшие сыновья занялись производством тканей, им удалось создать настоящую текстильную империю; их сестры получили приличное годовое содержание и ...возможность свободно тратить деньги. Кларибел решила посвятить себя медицине и в конце XIX века стала одной из всего лишь нескольких американских женщин-врачей. Этта, закончив Высшие женские курсы, взяла на себя управление хозяйством семьи. В 1870 году Коны переехали в Балтимор. Там же, повзрослев, Кларибел и Этта продолжали жить до конца своих дней в престижном районе Марлборо - в одном доме, но в разных квартирах.

Ничто, казалось, не предвещало возникновения у них всепоглощающего интереса к искусству, тем более к приобретению и коллекционированию произведений неизвестных молодых художников с репутацией «диких» разрушителей, направо и налево раздающих оплеухи устоявшемуся европейскому вкусу. Конечно, покупки работ начинающих смутьянов от живописи можно назвать (да и наверняка многими назывались) «причудами» богатых дамочек, но в результате им удалось собрать то, что ныне по праву именуется «самым большим бриллиантом в короне» Балтиморского музея искусств.

В начале 1900-х Кларибел стала устраивать у себя субботние «посиделки». В каталоге куратор выставки Карен Левитов приводит цитату из статьи в «Вечерней звезде» - одной из балтиморских газет того времени: «...эти вечера стали все больше походить на салон: чего-чего, а такого у нас городе еще не было. К ним [сестрам] приходили образованные люди из всех слоев общества - музыканты, художники, писатели, ученые, - и разговоры, которые велись у них в доме, поистине искрились остроумием и поражали своей мудростью». В числе гостей отмечены жившие тогда в Балтиморе Гертруда Стайн и ее брат Лео - именно им впоследствии предстояло познакомить сестер Кон с незаурядными представителями французской богемы.

А все-таки первое приобретение, положившее начало коллекции, случилось в 1898 году в Нью-Йорке: Этта купила несколько картин американского художника-импрессиониста Теодора Робинсона, который в свое время был одним из «колонистов» в излюбленной его французскими соратниками деревушке Живерни. Приобрести пять достаточно «радикальных» для того времени работ - поступок со всех сторон неожиданный, но это свершилось.

Смена столетий оказалась поворотным моментом в судьбе сестер Кон - они зачастили в Европу. Их любопытным взорам предстало искусство Европы, познавать которое они начали с Италии, посетив все основные музеи. Сопровождал их Лео Стайн, и лучшего гида трудно было бы вообразить. Именно он познакомил сестер Кон с великим наследием европейской культуры. В 1905 году Кларибел и Этта посетили Осенний салон в Париже, конечно, в компании Гертруды и Лео. Увиденное глубоко поразило их, даже шокировало. А несколько месяцев спустя Этта посетила мастерскую одного из фовистов - некоего Анри Матисса - и купила у него (весьма вероятно, следуя примеру Стайнов) два рисунка и только что написанный натюрморт «Желтая керамика из Прованса».

С этого момента сестры Кон и Матисс на всю жизнь стали друзьями, причем настоящими - такими, которые «и в горе, и в радости». Следующий визит - разумеется, к Пикассо, и на этот раз спровоцированный Стайнами. Этта не упустила возможности купить у молодого художника несколько графических работ; за ними последовали покупки живописных полотен, скульптур и рисунков, в том числе шуточного автопортрета Пикассо («Добрый день, мадмуазель Кон», 1907) и портрета Кларибел («Доктор Кларибел Кон», 1922). «Парижский» период 1905-1906 годов оказался для сестер Кон своего рода погружением в бурлящую пучину современного искусства, обе они ощутили заразительный искус этого искусства... «Викторианские» по своему воспитанию и манерам леди из Америки оказались если не прилежными ученицами Парижской школы, то уж точно ее увлеченными ценительницами.

В 1906-1907 годах сестры отправились в кругосветное путешествие. Их привлекало все экзотическое, яркое, ориентальное: они покупали драгоценные камни в Индии, фарфор в Китае, изделия из слоновой кости в Африке, лаковые шкатулки в Японии, изразцы в Турции, ковры в Персии...

Невольно задаешься вопросом: наверное, неспроста встретились и подружились сестры Кон, с их семейным текстильным бизнесом, и Анри Матисс, потомок наследственных ткачей? Неужто это не более чем простое совпадение? Ведь их объединяло страстное увлечение роскошными тканями как таковыми. Матисс декорировал свой дом восточными коврами, французскими гобеленами, румынскими вышивками, марокканскими тканями. Он «вводил» всю эту экзотику, все эти великолепные произведения безвестных мастеров, как и искусные фабричные изделия, в свою живопись и графику. Он охотно и азартно взялся создавать костюмы для Дягилевских балетов... Вспомним выставку «Матисс. Искусство и текстиль. Материя грез», которая состоялась в Нью-Йорке в Музее Метрополитен в 2005 году. В экспозиции все радовало глаз: выставленные ткани и ковры словно сошли с представленных тут же картин великого маэстро.

В полном согласии со вкусами своего друга-художника Кларибел и Этта коллекционировали кружева из Бельгии и Испании, шали из шелка и из тончайшей шерсти, искусные вышивки и ковры. Все эти приобретения украшали интерьеры балтиморских апартаментов и создавали в них благоприятную и по-настоящему уютную атмосферу для работ Матисса («Сидящая одалиска с левой ногой, согнутой в колене, на орнаментальном фоне с шахматной доской», 1928; «Интерьер, цветы и попугаи», 1924; «Стоящая одалиска, отражающаяся в зеркале», 1923, и многие другие).

Почти полвека сестры Кон покупали работы Матисса. Они отслеживали все, что делал поначалу молодой и непризнанный, а потом достигший мировой славы художник, нередко приобретали только что написанные им холсты или графику, не упускали возможности пополнить свою коллекцию скульптурами, причем нередко заказывали по два экземпляра бронзовых отливок: по одному для каждой. Так постепенно, год за годом, они незаметно даже для самих себя собрали самую большую коллекцию произведений Матисса в Америке. Стоит ли говорить, что это серьезно поддерживало - морально и материально - самого художника. В интервью для Карен Левитов внук Матисса Клод Дютюи заметил: «Матисс говорил, что если бы не американцы и русские, моя семья бы голодала». И продолжил эту мысль уже от себя: «Когда он упомянул американцев, он, безусловно, имел в виду Стайнов и сестер Кон».

А когда он говорил о русских - продолжим теперь мы, - Матисс имел в виду, вне всякого сомнения, Сергея Ивановича Щукина (a propos, импортера восточных тканей) и Ивана Абрамовича Морозова. Именно Щукин познакомил русскую публику с новым французским искусством: двери его дома-музея по воскресным дням были открыты для всех желающих, и едва ли не первое, что открывалось взору поднимающихся по лестнице, -это два панно Анри Матисса: «Музыка» и «Танец». В Париже Щукин познакомил Морозова с Матиссом. Как тут ни вспомнить, что Валентин Серов «ввел» Матисса в свой известный портрет И.А. Морозова (1910, ГТГ), написав его на фоне натюрморта «Фрукты и бронза», который Иван Абрамович приобрел у художника.

Но вернемся к сестрам Кон. Им действительно удалось собрать самую представительную и по качеству, и по количеству коллекцию Матисса, но при этом в их собрании есть и другие прекрасные работы - прежде всего, импрессионистов и постимпрессионистов. Дороже всего им обошелся шедевр Сезанна «Вид на гору Сент-Виктуар с карьера Бибемус» 1897 года - за нее Кларибел отдала почти 19 тысяч долларов, сумму для того времени чуть ли не астрономическую. В наследии сестер - также прекрасный Пикассо («Мать и дитя», 1922; «Женщина с челкой», 1902 - одна из работ «голубого периода»); а также Ван Гог, Дега, Ренуар, Писсарро, Сислей, Гоген, Дерен, Модильяни, Мэри Кассат, Берта Моризо...

Сентябрь 1929 года оказался отмечен печальным событием - смертью Кларибел. Она умерла 20 сентября - именно в этот день доктор Кон купила «Тенистый ручей (Ручей Пюи Нуар)» Гюстава Курбе. Позднее были сделаны попытки интерпретировать элегически-грустное настроение пейзажа как знак приближающейся кончины... Этта получила многочисленные письма-соболезнования от друзей, в том числе и от Матисса.

Этта пережила сестру на 20 лет, и все эти годы она занималась пополнением коллекции - прежде всего, работами Матисса. В упомянутом выше интервью Клод Дютюи так прокомментировал ее выбор: «Она обладала обостренно хорошим вкусом. Она действительно покупала лучшего Матисса. Вспомнить хотя бы «Воспоминания о Бискре» [Голубая обнаженная]. Да я бы все отдал за эту работу».

В 1930 году в Балтиморском музее искусств открылась выставка «Коллекция современной живописи и скульптуры сестер Кон». А в 1934 году Этта опубликовала каталог «Коллекция Кон из Балтимора (штат Мэриленд): каталог живописи, графики, скульптуры XIX-XX веков». После того, как она отправила его в американские и европейские музеи, коллекционерам и, конечно же, друзьям, о собранных ею вместе с сестрой шедеврах стало широко известно, так что не было отбоя от желающих ознакомиться с собранием.

Дружба между Эттой и Матиссом с годами только укреплялась. Матисс посетил Балтимор в 1930 году и был счастлив убедиться в том, как великолепно смотрелись его работы в апартаментах сестер Кон. В тот же приезд Этта заказала Матиссу графический портрет Кларибел для фронтисписа каталога, «посвященного памяти доктора Кларибел Кон», как гласила надпись на титульном листе. В течение нескольких лет Матисс сделал и презентовал Этте четыре портрета Кларибел и шесть портретов ее самой. Матисс и Этта находились в постоянной переписке, благодаря которой эксперты и любители искусства получили редкую возможность детально проследить за всеми этапами работы художника над такой, например, безусловно значимой для творчества Матисса картиной, как «Большая лежащая обнаженная». Над этой картиной Матисс трудился весь 1935 год. В ходе работы он послал Этте по почте 22 фотографии, на которых зафиксировано, как художник, начав с вполне реалистического подхода к модели, несколько раз переписывал картину и в конце концов пришел к весьма условному изображению. Этта купила «Большую лежащую обнаженную» и повесила ее в апартаментах Кларибел напротив «Голубой обнаженной», ранней работы Матисса - он написал ее еще в 1907 году. Следует отметить, что кроме многочисленных произведений своего друга (последнее из них Этта приобрела в 1949 году, в год своей смерти), она пополнила коллекцию полотнами и графикой Жоржа Брака, Джорджо де Кирико и Марка Шагала. Купила она и выполненный Жаком Липшицем отлитый в бронзе портрет своей близкой подруги Гертруды Стайн.

Постепенно подходила к концу последняя глава жизни Этты Кон. Она скончалась 31 августа 1949 года. Согласно обоюдному (с незабвенной Кларибел) желанию и решению, Этта передала всю коллекцию Балтиморскому музею искусств. Помимо этого, она завещала 400 тысяч долларов на строительство специального отдела музея, которое носило бы имя «Крыло Кон» (строительство завершилось в 1957 году).

В итоге все то, что в течение почти полувека принадлежало двум сестрам Кон и приносило радость и удовольствие им и их друзьям, стало доступно широкой публике - благодарным зрителям, каждое поколение которых наслаждается собранными и переданными в музей шедеврами изобразительного и прикладного искусства.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play