«Городской квартал» Ромерэ Биардена: американская история

Лиза Минтц Мессинджер

Рубрика: 
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
Номер журнала: 
#1 2012 (34)

В 2011 году нью-йоркский музей Метрополитен отмечал столетие со дня рождения известного афроамериканского художника Ромерэ Биардена, представив его самое масштабное и значительное произведение, хранящееся в коллекции музея, — панно-коллаж «Городской квартал».

За неполных полвека своей творческой деятельности американский художник Ромерэ Биарден (1911— 1988) создал более двух тысяч произведений искусства: это написанные маслом картины, графические работы, гравюры, монументальная живопись, гобелены, книжные иллюстрации и оформление театральных постановок. Однако наиболее, пожалуй, известными произведениями Биардена стали его красочные, визуально утонченные и технически сложные коллажи. Именно они преобладали в его творчестве в течение последних двадцати пяти лет жизни художника. Как и все работы Биардена, эти важнейшие для понимания его искусства произведения отражают жизненный путь и опыт автора, равно как опыт преодоленных трудностей и значимых побед афроамериканцев, населяющих как большие города (например, Нью-Йорк), так и сельскую местность, преимущественно на юге Соединенных Штатов. Сцены повседневной жизни, полные юмора, сострадания и грусти, неизменно находили отклик в сердцах публики, принадлежавшей к различным слоям общества и представляющей разные поколения. Эти произведения экспонировались в крупнейших художественных музеях Соединенных Штатов и принесли Биардену широкую известность.

Фред Ромерэ Гарри Биарден родился в городе Шарлотт (штат Северная Каролина) 2 сентября 1911 года и провел детские годы между Шарлотт и Гарлемом — районом на севере Манхэттена в Нью-Йорке, населенным преимущественно афроамериканцами, куда его семья окончательно переселилась в 1920 году. Родители его были знакомы со многими ведущими деятелями так называемого «Гарлемского ренессанса». Такое наименование получило культурное движение, которое в начале 1920-х годов поставило целью добиться признания крупного вклада афроамериканцев в культуру США и действительно многое сделало в этом направлении. Встречи с такими незаурядными личностями, как поэт Лэнгстон Хьюз, музыкант Дюк Эллингтон, художник Арон Дуглас или общественный деятель и реформатор Уильям Дюбуа, поддерживали стремление Биардена развивать свои творческие способности и получить высшее образование. Он увлекался рисованием, пробовал сочинять музыку.

Закончив Городской университет Нью-Йорка в 1935 году, он в течение последующих тридцати четырех лет зарабатывал на жизнь в нью-йоркском Департаменте социальных услуг.

Одновременно он занимался живописью, достигнув на этом поприще больших успехов. Биарден принадлежал к тем немногим художникам-афроамериканцам, кто в те времена активно выставлял свои картины и пользовался достаточно большой популярностью, причем не только у афроамериканцев, но и у более широкого круга любителей искусства. Даже после того, как Биарден в шестидесятых годах уехал из Гарлема, он продолжал играть важную роль в культурной жизни сообщества, пользуясь большим уважением и как художник, и как общественный деятель, регулярно выступающий в прессе. Среди его многочисленных достижений и наград стоит упомянуть создание Музея-Студии в Гарлеме (1968), избрание членом Национальной академии искусств и литературы (1972), а также Национальную медаль за заслуги в области искусства, которой его наградил президент Рональд Рейган в 1987 году. В конце жизни Ромерэ Биарден (он скончался 12 марта 1988 года) считался одним из самых известных и популярных в прошедшем столетии художников афроамериканского происхождения.

Отличительной особенностью творчества Биардена была его приверженность своеобразному и необычному приему выстраивания коллажей с помощью цветной бумаги. Броские, яркие синкопированные композиции, созданные художником из «подручных материалов» (вырезок из журналов, старых фотографий и полосок цветной бумаги) на бумаге или на картонных панелях, вполне сравнимы по своей образной силе с произведениями изобразительного искусства, выполненными с применением более традиционных художественных средств. Коллажи Биардена пестрели образами, которые могут быть названы одновременно и простыми, и наполненными глубоким смыслом: уплощенное пространство, безыскусно выполненные фигуры, крупные формы и смелые колористические решения соседствуют и мирно сосуществуют в них с утонченными ссылками на образы, присущие искусству других эпох и культур — средневековья и Ренессанса, современной авангардной живописи, скульптуре африканских племен, христианской иконографии. В 1977 году писатель Ральф Эллисон, друг художника, охарактеризовал коллажи Биардена как «пространство, наполненное визуальными каламбурами и художественными аллюзиями, ... где божественное и нечестивое, реальность и сон смешаны в одно неоднозначное целое».

Это меткое описание как нельзя лучше характеризует едва ли не самое крупномасштабное и значительное произведение Биардена — панно-коллаж «Городской квартал» (музей Метрополитен), созданное художником в 1971 году для первой ретроспективной выставки его работ, проходившей в Музее Метрополитен в Нью-Йорке. «Городской квартал» — своего рода «дар», или символ любви художника к родному Гарлему, — изображает одну из улиц города, а именно авеню Ленокс между 132-й и 133-й улицами. Биарден не раз внимательно наблюдал за жизнью квартала с балкона квартиры своего друга в расположенном там высотном доме.

Художник начал работу с небольших зарисовок и нескольких малоформатных черно-белых фотографий, однако свободный полет фантазии уводил его от буквального изображения увиденного. На шести красочных панелях, составляющих коллаж, человеческая деятельность представлена во всем ее разнообразии, как это часто бывает в мегаполисе на оживленном перекрестке. Церкви, магазины, парикмахерская, похоронное бюро, многоквартирные дома предстают как бы фоном для самых разнообразных событий из повседневной жизни обитателей города — церемонии похорон, изобилующей изображениями средневековых ангелов; играющих детей; спящего на земле бездомного; группы подростков; разговаривающих на пешеходных дорожках стариков. Происходящее за закрытыми дверьми — любовники в постели, включенный телевизор, играющие дети в дешевых квартирах с расставленными в них мышеловками — предстает перед нами сквозь окна и сквозь «вырезанные» в стенах, по выражению самого Биардена, «лазейки».

Как и сам прием коллажа, калейдоскоп разнообразных образов, созданных художником, характеризуется смещением масштабов и ракурсов, в которых чередуются фантазия и действительность. Это — мир, в высшей степени узнаваемый, но в то же время абсолютно уникальный. Инсталляция «Городской квартал» — и отражение, и художественное преображение типичной «американской истории».

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play